Путеводитель по Китаю
Последний рай земли
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 03.03.2021, 17:43



Последний рай земли
 
Променяв небесный рай на зна­ние, человек издревле искал рай земной. Американский ученый Джозеф Рок нашел его в 1930-х гг. на берегах высокогорного (2685 м над ур. м) озера Лугу, расположен­ного на границе провинций Юнь­нань и Сычуань, когда стал пер­вым европейцем, побывавшим в гостях у народа мосо.
Давным-давно на берегах Лугу жила несказанно красивая богиня Гему (Мать-озеро, Мать-гора), и многие были в нее влюблены. Но над ее избранником тяготело из­вечное проклятье. Он мог встре­чаться с возлюбленной лишь раз в год и только ночью. Если бы рас­свет застал любовников вместе, то ужасная смерть постигла бы их де­тей и самого бога-мужчину. Так Гему принесла себя в жертву чув­ству, а дети ее до сих пор живут по законам, определившим судьбу ве­ликой Матери.
Два-три поколения каждого клана народа мосо, в котором обычно бы­вает по 20-30 чел., обретаются под одной крышей. Это не семьи, а именно кланы. Самый главный че­ловек в доме - женщина-матриарх, именем которой называют себя ря­довые обитатели жилища. Вместо фамилии мосо скажет незнакомцу, что он, например Мать-тигрица или Мать-цветок.
Девочки мосо не вы­ходят замуж, а мальчики не женят­ся. Институт брака вообще отсут­ствует. Никто не принимает на себя никаких пожизненных обяза­тельств. Все определяет только лю­бовь. Если она пришла - будем ро­жать детей, если ушла, что ж, бу­дем ждать новую, а потом рожать детей с другой любовью. При этом все дети остаются в клане матери.
Каждый вечер молодежь мосо со­бирается вокруг костра - электри­чество в этом отдаленном уголке есть далеко не везде, - чтобы по­петь и потанцевать. Танец как раз и дает возможность признаться в любви: движенья глаз и жесты рук, сложившиеся за тысячи лет, изба­вили возлюбленных от удушливо-волнительных слов, стоящих в горле комом.
Тот, кому адресован посыл, все увидит и все поймет. Предаваться чувству влюбленные могут совершенно свободно: муж­чина приходит ночью в дом воз­любленной, а утром покидает ее и возвращается к маме. Пара не жи­вет вместе при дневном свете, а ведь многие хранят верность друг другу всю жизнь заводя по не­скольку совместных детей!
Кроме того, у пары мосо не бывает об­щей собственности и «совместно нажитого имущества» - все при­надлежит женщинам. Такая форма взаимоотношений называется цзо-ухунь (кит. - приходящий брак), и традиции без малого 1600 лет. Ребенок растет в материнской семье. Мужским его воспитанием занимаются братья матери и дяди.
Очень часто дети не знают, кто их отец - в соответствии с традиция­ми мосо это не столь важно. Антропологи утверждают, что об­щество на берегу озера Лугу - уникально. Мосо давно покончили (если вообще когда-либо знали) с такими проблемами, как убийство, грабеж, изнасилование. В их языке даже нет слов, обозначающих та­кие понятия.
Выживет ли уникальная культура в наступившем веке? В прошлом году озеро Лугу посетило почти 70 тыс. туристов. Для Китая, в ко­торый приезжают миллионы, это, конечно, не цифра. Однако, принимая во внимание численность мо­со - 15 тыс. чел. (за 40 лет их ста­ло всего на тысячу больше), число огромно.
Самый продаваемый туристиче­ский продукт - тот самый цзоу-ухунь, приходящий брак. Большин­ство приезжающих сюда - китай­ские мужчины, которым даже в голову не приходит, что традиция практикуется только внутри общи­ны.
По крайней мере, так было до самого недавнего времени. Теперь ситуация меняется, и найти деву­шек мосо, подрабатывающих «цзо-ухунем», в караоке-барах соседних с озером Лугу территорий - уже не редкость.
Copyright MyCorp © 2021
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика