Путеводитель по Китаю
|
|
||||||||
|
Последний
рай земли Променяв небесный рай на знание, человек издревле
искал рай земной. Американский ученый Джозеф Рок нашел его в 1930-х гг. на
берегах высокогорного (2685 м
над ур. м) озера Лугу, расположенного на границе провинций Юньнань и Сычуань,
когда стал первым европейцем, побывавшим в гостях у народа мосо. Давным-давно на берегах Лугу жила несказанно красивая
богиня Гему (Мать-озеро, Мать-гора), и многие были в нее влюблены. Но над ее
избранником тяготело извечное проклятье. Он мог встречаться с возлюбленной
лишь раз в год и только ночью. Если бы рассвет застал любовников вместе, то
ужасная смерть постигла бы их детей и самого бога-мужчину. Так Гему принесла
себя в жертву чувству, а дети ее до сих пор живут по законам, определившим
судьбу великой Матери. Два-три поколения каждого клана народа мосо, в котором
обычно бывает по 20-30 чел., обретаются под одной крышей. Это не семьи, а именно
кланы. Самый главный человек в доме - женщина-матриарх, именем которой
называют себя рядовые обитатели жилища. Вместо фамилии мосо скажет незнакомцу,
что он, например Мать-тигрица или Мать-цветок. Девочки мосо не выходят замуж, а мальчики не женятся.
Институт брака вообще отсутствует. Никто не принимает на себя никаких
пожизненных обязательств. Все определяет только любовь. Если она пришла -
будем рожать детей, если ушла, что ж, будем ждать новую, а потом рожать детей
с другой любовью. При этом все дети остаются в клане матери. Каждый вечер молодежь мосо собирается вокруг костра -
электричество в этом отдаленном уголке есть далеко не везде, - чтобы попеть и
потанцевать. Танец как раз и дает возможность признаться в любви: движенья глаз
и жесты рук, сложившиеся за тысячи лет, избавили возлюбленных от
удушливо-волнительных слов, стоящих в горле комом. Тот, кому адресован посыл, все увидит и все поймет.
Предаваться чувству влюбленные могут совершенно свободно: мужчина приходит
ночью в дом возлюбленной, а утром покидает ее и возвращается к маме. Пара не
живет вместе при дневном свете, а ведь многие хранят верность друг другу всю
жизнь заводя по нескольку совместных детей! Кроме того, у пары мосо не бывает общей собственности
и «совместно нажитого имущества» - все принадлежит женщинам. Такая форма
взаимоотношений называется цзо-ухунь (кит. - приходящий брак), и традиции без
малого 1600 лет. Ребенок растет в материнской семье. Мужским его воспитанием занимаются
братья матери и дяди. Очень часто дети не знают, кто их отец - в
соответствии с традициями мосо это не столь важно. Антропологи утверждают, что
общество на берегу озера Лугу - уникально. Мосо давно покончили (если вообще
когда-либо знали) с такими проблемами, как убийство, грабеж, изнасилование. В
их языке даже нет слов, обозначающих такие понятия. Выживет ли уникальная культура в наступившем веке? В
прошлом году озеро Лугу посетило почти 70 тыс. туристов. Для Китая, в который
приезжают миллионы, это, конечно, не цифра. Однако, принимая во внимание численность
мосо - 15 тыс. чел. (за 40 лет их стало всего на тысячу больше), число огромно. Самый продаваемый туристический продукт - тот самый
цзоу-ухунь, приходящий брак. Большинство приезжающих сюда - китайские
мужчины, которым даже в голову не приходит, что традиция практикуется только
внутри общины. По крайней мере, так было до самого недавнего времени.
Теперь ситуация меняется, и найти девушек мосо, подрабатывающих «цзо-ухунем»,
в караоке-барах соседних с озером Лугу территорий - уже не редкость.
|
Copyright MyCorp © 2021 |