Путеводитель по Китаю
|
|
||||||||
|
Религия Говоря о
религии в Китае, необходимо отметить ее специфику - отсутствие как такового
понятия Бога. С давних времен китайцы поклонялись духам, считая их
необходимой частью мироздания. При этом не выделяя среди них главного.
Даосизм, конфуцианство и другие традиционные китайские школы нельзя назвать
религиями – это скорее нравственно-философские учения или практики, позволяющие
человеку гармонизировать свои взаимоотношения с обществом, государством и
природой. Идея же единого Господа-Бога, Творца всего сущего пришла в Китай
вместе с христианством в VII в. Огромное
влияние на Китай оказал и продолжает оказывать буддизм, принесенный индийскими
монахами в I в. Однако их учение не смогло, да и не могло, сохраниться в первозданном
виде. Для Китая
характерно смешение различных философских учений и религиозных воззрений - в
одном и том же святилище могут воздаваться почести Лао-цзы, Конфуцию и Будде.
Все они, в понимании китайцев, не только исторические личности, но и духи,
близкие и понятные, такие же обитатели подлунного мира, как и человек с
присущими ему слабостями. Многие
иностранцы, приезжавшие в Китай в начале XIX в., отмечали удивительное
китайское безверие: «в городах люди ни во что не верят, а в деревнях верят во
все». Это и поныне так: на всякий случай китайцы молятся всем духам, идолам,
божествам и Богу, ставят свечи (или ароматные палочки) во всех местах
отправления религиозного культа, но надеются только на себя. Начиная с 1949 г. официальной
«религией» КНР стал атеизм, но последние лет 20 ни во что не верить положено
только 63 млн членов КПК. Официально в
Китае более 100 млн верующих и более 100 тыс. культовых сооружений (святилища,
церкви, костелы, мечети, храмы), около 300 тыс. служителей культа, более 3
тыс. религиозных организаций. В стране действуют 76 духовных учебных заведений. Наиболее
распространенными религиями в Китае считаются буддизм, ислам и традиционные китайские
учения - конфуцианство и даосизм. В стране есть последователи шаманизма,
православия, католицизма, протестантизма и балийского буддизма. Вероисповедание
во многом определяется национальной принадлежностью. Хуэйцы, уйгуры, казахи,
киргизы, татары, узбеки, таджики, дунгане, салары и баоаньцы исповедуют ислам.
Тибетцы, монголы, лобайцы, мэньбайцы, туйцы и юйгуры исповедуют тибетский буддизм
школы гелук (школа желтых шапок). Дайцы, буланы и дэане - приверженцы буддизма
тхе-равады (одна из главных колесниц буддизма). Среди мяочан, яотян и иян немало
католиков и протестантов. Среди ханьцев есть буддисты (махаяна, школа чань),
протестанты, католики и даосы. Даосизм как философское учение возник
и начал развиваться примерно в VI - V вв. до н.э. До его появления в Китае
конечно же существовали какие-то религиозно-философские представления об
окружающем мире, его происхождении и гармонии в нем, достигавшейся
равновесием между женским и мужским началом. Существовала вера в Высшую силу,
часто отождествляемую с Небом. Однако в период Воюющих Царств, когда страна
перестала быть единым целым, старые верования оказались бесполезными для
понимания рушащегося и быстро изменяющегося мира. Как раз в этот период
возникло новое духовное учение - даосизм. Основал его
философ Лао-цзы, а его трактат «Дао-дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ») стал каноном.
Дао (Путь) - то, из чего все произошло - небо, земля и вся Вселенная, оно
сохраняет гармонию в мире. Дэ (благодать) - воздействует на вещи, способствуя их
росту и созреванию. В «Дао-дэ цзин» большое внимание уделяется нравственности,
закладываются этические нормы, которые должны вести человека к благу. Обладая
невероятной гибкостью, даосизм постепенно вобрал в себя частицы древних
китайских верований - мир Пути вновь наполнился божествами и духами. С приходом
в Китай буддизма даосизм воспринял и его черты. Сегодня в
стране более 1500 даосских храмов и монастырей. Мистическая составляющая
даосского учения в настоящее время почти исчезла. Зато осталась техническая сторона
- традиционные боевые искусства и другие методики поддержания здорового
образа жизни. Конфуцианство, одно из самых старых
китайских духовных учений, сформировалось в сер. I тыс до н. э., примерно в
одно время с даосизмом. В отличие от последнего, в основе конфуцианства лежат
социально-политические идеи, зародившиеся задолго до Конфуция (Кун Фу-цзы),
жившего в 551^79 гг. до н.э. Сам же Конфуций стремился сформировать иной нравственный
облик человека, рассуждал о человеколюбии и нормах поведения. Конфуций называл
весь Китай «одной семьей», а потому переносил нормы поведения в семье на правила
поведения в государстве. Он приводил те качества, которыми должен обладать каждый
- преданность, гуманность, искренность, почитание старших (в том числе и
начальников), забота о младших. Постепенно эти простые истины стали основой
мощной властной доктрины. При династии
Хань конфуцианство приобрело статус официальной государственной идеологии
-знание учения Конфуция было обязательным условием для всех чиновников
(практика сохранялась до 1911
г.). В VII-VIII вв. по всей стране возводились храмы
Конфуция, а при династии Сун главный труд философа-социолога «Лунь-юй» («Беседы
и суждения») стал основой обучения во всех школах. Сегодня в
стране возрождается интерес к учению Конфуция - хотя на самом деле он никогда
не исчезал. Именем его называют школы, которые китайское правительство открывает
за рубежом для изучения китайского языка, литературы и культуры. Буддизм пришел в Китай примерно в I в.
В IV в. началось его повсеместное распространение, и вскоре путь к спасению
стал самой влиятельной религией страны. Проникновение буддизма происходило по
Великому шелковому пути, а его первыми проповедниками были монахи из Индии и
Средней Азии. Со II в. н.э. самым значимым буддистским центром Китая стал Лоян
(Baima
Si, Храм Белой
Лошади) в провинции Хэнань. Знаменитый
китайский монах Сюань Цзан в 627
г. отправился из г. Чанъаня в Индию. Его паломничество
продолжалось 17 лет, он вернулся домой со списками множества сутр, переведенных
на китайский. Поход Сюань Цзана описан в знаменитом и до сих пор очень популярном
эпосе «Путешествие на Запад». Со временем в
Китае возникло восемь буддистских школ: трех трактатов (sanlunzong), дармалак-сана (faxingzong), аватамсака (huayanzong), винайя (luzong), тяньтай (tiantaizong), тантрическая (mizong), чистой земли (jingtuzong) и школа чань (chanzong), которая в мире больше
известна по своему японскому названию - дзен (zen). Китайский
буддизм почти полностью утратил индийские корни и на протяжении столетий
оказывал огромное влияние на политику, экономику, культуру и общество. Его популярность
объясняется тем, что он предоставлял каждому возможность индивидуального спасения,
утверждая тем самым ценность обособленной личности. Конфуцианство, напротив,
рассматривало человека как неотделимую часть семьи, общества, государства. До того как
буддизм пришел в Тибет в VII-VIII вв. из Центрального Китая и Непала, там
практиковали политеистическую религию бон. Во времена династии Тан китайская
принцесса Вэньчэн вышла замуж за царя тибетского государства Тубо Сронцзангамбо
и открыла язычникам Четыре благородные истины. Индийский монах Падмасамбхава
соединил тантризм (религиозно-философское учение древней Индии) с религией бон
- так родился особенный тибетский буддизм, который также называют ламаизм
(монахов в этой религии называют ламами). Впоследствии ламаизм получил
распространение и во Внутренней Монголии. Сегодня в Китае в общей сложности
около 13 тыс. буддистских храмов и монастырей. Ислам проник
в Китай примерно в сер. VII в. по Великому шелковому пути. Непрекращающиеся
войны, разорявшие Китай во время правления династии Сун, остановили торговлю
на сухопутном Шелковом пути. Так родился Морской шелковый путь, который вел из
китайских портов сначала в города Юго-Восточной Азии, а потом в арабские
земли. До сих пор в городах Гуанчжоу, Цюйаньчжоу, Ханч-жоу и Янчжоу
сохранились мечети, построенные в ту эпоху. Ислам
распространился в Китае во времена династии Тан, когда для подавления крестьянских
восстаний императоры нанимали арабских солдат, многие из которых потом остались
в стране. В эпоху династии Юань вера получила особенно широкое
распространение: с монголами, потомками Чингисхана, которые правили Китаем под
именем этой династии, в страну прибыло много мусульман-мигрантов из
Центральной и Западной Азии. Впоследствии они превратились в национальность
хуэй, по сей день исповедующую ислам. После X в.
практически все национальные меньшинства северо-запада страны: уйгуры, казахи,
татары, киргизы, таджики, узбеки, салары, баоань постепенно стали мусульманами. Большинство
китайских мусульман сунниты. В стране действуют свыше 30 тыс. мечетей. Христианство. Первые христиане
(несториане) появились в Китае в VII в. В 638 г. в тогдашней столице
Чанъане (ныне Сиань) по разрешению императора Тай-цзуна из династии Тан была
построена первая церковь. Вскоре несторианские церкви начали строиться по всей
стране. Продолжалось это более 200 лет, но затем на долгое время эта
еретическая секта оказалась под запретом. Несториане вернулись в Китай снова
только в XIII в. при династии Юань. Первые
католические священники прибыли в Китай также во времена правления династии
Юань. Католицизм распространился среди правящей монгольской верхушки, но как
только династию Юань сменила династия Мин, христианство (католицизм и
несторианство) запретили. После долгих
лет жизни во тьме неверия, в Китай приехал (1582) иезуит Маттео Риччи, который
начал миссионерский поход на Пекин из Макао и южных провинций. Риччи учел
ошибки предшественников -не критиковал традиционную китайскую культуру, а себя
преподносил как сторонника передовой западной науки. Он получил должность придворного
астронома и оставался на ней при Минах и Цинах. Во многом благодаря этому выдающемуся
человеку, прожившему остаток жизни в Поднебесной и похороненному в Пекине, 300
тыс. китайцев стали себя называть католиками, а в стране было построено 250
церквей. Однако в 1704 г.
Ватикан объявил традиционное китайское поклонение предкам язычеством и запретил
его. В ответ разгневанный император Канси приказал изгнать из страны всех
миссионеров. Начался очередной, на этот раз столетний, период
забвения,запретов и гонений. В 1807 г. англичанин Роберт
Моррисон познакомил китайцев с протестантизмом. Он перевел на китайский Ветхий
и Новый заветы, однако его миссия оказалась неудачной - за 7 лет ему удалось
повести по пути спасения души только одного китайца. Широкое
проникновение христианства в Китай началось сразу после Опиумных войн, после
которых страна превратилась в полуколониальное государство, а миссионеры
обрели массу привилегий. Однако сами китайцы в большинстве своем по-прежнему
считали христианство «иностранной религией». Сегодня в
стране около 4 млн католиков и 4600 костелов, более 10 млн протестантов и 12
тыс. протестантских церквей. Отношения
католической церкви и официального Пекина остаются достаточно сложными:
Ватикан -единственное государство в Европе, с которым у Китая нет дипломатических
отношений. Во-первых, потому, что Ватикан установил дипотношения с Тайванем.
Так что первое условие нормализации китайско-ватиканских отношений, как того
требует Пекин, - разрыв подобных отношений с Тайванем. Второе условие -
невмешательство Ватикана во внутренние дела Китая, и особенно в существующую
обрядовую практику. Кроме того, Пекин хотел бы получить извинения от епископа
Рима. В свое время рьяные католические миссионеры силой обращали китайцев в
христианство. Русское православие в Китае История
русского православия в Китае началась со взятия китайцами крепости Албазин, основанной
в 1651 г.
на левом берегу Амура. В 1685
г. после непродолжительной осады русские сдали
крепость, получив гарантии свободного выхода всех уцелевших защитников. Император
Канси, опасаясь обвинений в развязывании войны, приказал обращаться с 5
пленными казаками мягко и предложил им либо вернуться в Якутск или Нерчинск,
либо поступить к I нему в подданство. Сорок пять человек (буряты, калмыки и
потомки смешанных браков), среди которых были и женщины с детьми, решили
переселиться в Китай. В Пекине бывших подданных русского царя причислили к
потомственному военному сословию, предоставили им жилье и помещение под
часовню. Албазинцы привезли с собой икону св. Николая и другую церковную
утварь из разрушенного Воскресенского храма. Вместе с казаками в Китай приехал
священник - о. Максим. В 1716 г. в Пекин прибыла
первая российская духовная миссия. Возглавил ее архимандрит Илларион
(Лежайский). Для размещения миссии императорский двор выделил место на посольском
дворе, где вскоре построили храм во имя Сретения Господня, в который перенесли
албазинскую икону. В отличие от католических, русские миссионеры не занимались
обращением китайцев в православие, их главной задачей было поддержание веры
среди албазинцев, выполнение дипломатических поручений русского правительства
и оказание помощи русским торговым караванам. К 1860 г. в Пекине проживало
всего 200 православных. В 1864
г. было открыто Посольство России, члены духовной миссии
начали заниматься переводами богослужебной литературы на китайский язык. Русская
православная церковь была весьма активна в Маньчжурии со времени начала строительства
КВЖД. Службы в Харбине стали проводиться весной 1899 г. - к тому времени в
городе проживало 14 тыс. россиян. Позже православные священники отправились в Далянь.
Телин, Инкоу, Хайлар, Цицикар. В Маньчжурии получили распространение особые
храмы - церкви-школы, где шло образование детей, проводились нравственные беседы
со взрослыми, действовали библиотеки. Во время
Боксерского восстания 1900 г.
было убито немало православных. В 1902 г. 222 китайских мученика были причислены
к лику местночтимых святых. В том же году миссия развернула бурную
хозяйственную деятельность: построили церкви, здания для духовенства, женский
монастырь, две школы. Особую гордость составляла пасека, которая давала почти
80 пудов меда в год. В начале XX в. в Китае было уже 32 православных храма и 6
тыс. прихожан. Во время Русско-японской войны было основано Братство православной
церкви в Китае, важнейшей задачей которого стало оказание помощи раненым.
После 1917 г.
на территории духовной миссии нашли приют многие русские, бежавшие от большевиков,
были построены приюты, типографии и столовые для православных. С апреля 1920 г. в Пекине, в склепе
часовни Серафима Саровского, покоились останки алапаевских мучеников: Великой
княгини Елизаветы Федоровны, Великого князя Сергея Михайловича, князей
Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, графа В.П. Палей, Ф.С. Ремеза и
сестры Варвары Яковлевой, казненных летом 1918 г. В 1921 г. прах Елизаветы
Федоровны перевезли в Иерусалим, место пребывания других останков неизвестно,
но многие уверены, что они захоронены где-то в Пекине. Самое вероятное место
-поле для гольфа, разбитое на месте часовни. К 1949 г. на всей территории
Китая действовали 106 православных храмов, располагавшихся в Шанхае, Ухани,
Синьцзяне. В 1954 г.
духовную миссию закрыли, но в стране оставалось 10 тыс. православных христиан.
Сегодня в Пекине не осталось ни одной действующей русской церкви (сохранились
лишь некоторые здания),а у Русской православной церкви нет официального
статуса. Отец Иакннф Никита
Яковлевич Бичурин (1777-1853) вошел в историю как китаевед отец Иакинф. В юности
он и его двоюродный брат влюбились в одну девушку. Решили, что тот, кого она
не выберет себе в мужья, уйдет в монахи. Постриг выпал Никите. Способный к
богословию, он быстро дорос до сана архимандрита и стал ректором Иркутской
семинарии. Не случайно в 1806
г. Бичурин был назначен главой русской духовной миссии
в Пекине. Чтобы общаться с пекинцами всех национальностей, монах выучил китайский,
маньчжурский, монгольский, тибетский и корейский языки. Европейцам не
разрешалось самостоятельно передвигаться по городу, но о. Иакинф, пользуясь
своей монголоидной внешностью, запрет нарушал, обходил рынки, расспрашивал
торговцев и так составил словарь объемом 10 000 иероглифов. Переодетым в
китайское платье, он измерил шагами весь Пекин и создал первую карту столицы
Китая. Бичурин собрал столько книг и документов, что их везли в Россию на 15
верблюдах. Любознательный архимандрит угощал вином любого, кто желал ему
что-нибудь рассказать, да так щедро, что чиновники китайской Палаты внешних
сношений уговаривали православных не губить себя вином и даже повесили на
воротах миссии указ: «Пусть порочные люди не заходят сюда». Порочным себя
никто не считал, застолье продолжалось. Наконец, в 1821 г. студент миссии
допился до безумия и отравился. Иакинфа лишили сана и сослали в Валаамский
монастырь. Три года он провел в заточении. В 1826 г. чиновник восточного
департамента МИДа П.Л. Шиллинг (изобретатель телеграфа) посетил Валаам и
заметил монаха, разговаривающего с самим собой по-китайски. Шиллинг добился перевода
о. Иакинфа в Александро-Невскую лавру. Там Бичурин написал свои главные труды:
«Описание Пекина», «Китай, его жители, нравы, обычаи и просвещение»,
«Статистическое описание Китайской империи», стал членом-корреспондентом
Академии наук и получил мировое признание. Бичурин первым высказал мысль о
самобытности китайцев, которых считали выходцами из Египта или Вавилона. Отец
Иакинф составил первое русское описание Тибета и подарил его А.С. Пушкину.
Рассказы о Китае произвели на Александра Сергеевича такое впечатление, что поэт
даже просил МИД командировать его в Пекин. Бичурин до конца жизни тяготился вынужденным
монашеством. Из научной экспедиции по Восточной Сибири ученый привез якутку,
жившую у него под видом келейника; в Пекине он тоже вел далеко не монашескую
жизнь. Однако из его страстей самой сильной была жажда знаний. Он желал знать
все, абсолютно все. Отец Иакинф скончался 11 мая 1853 г. и был похоронен на
кладбище Александро-Невской лавры. На памятнике великому китаеведу написано:
«Иакинф Бичурин», а чуть ниже иероглифами: «Постоянно прилежно трудился над
увековечившими славу историческими трудами».
|
Copyright MyCorp © 2019 |