Путеводитель по Китаю
Религия
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.10.2018, 15:58



Религия
Говоря о религии в Китае, необхо­димо отметить ее специфику - от­сутствие как такового понятия Бо­га. С давних времен китайцы по­клонялись духам, считая их необходимой частью мироздания. При этом не выделяя среди них главно­го. Даосизм, конфуцианство и дру­гие традиционные китайские шко­лы нельзя назвать религиями – это скорее нравственно-философские учения или практики, позволяющие человеку гармонизировать свои взаимоотношения с обществом, го­сударством и природой. Идея же единого Господа-Бога, Творца всего сущего пришла в Китай вместе с христианством в VII в.
Огромное влияние на Китай оказал и продолжает оказывать буддизм, принесенный индийскими монахами в I в. Однако их учение не смогло, да и не могло, сохраниться в первозданном виде.
Для Китая характерно смеше­ние различных философских уче­ний и религиозных воззрений - в одном и том же святилище могут воздаваться почести Лао-цзы, Конфуцию и Будде. Все они, в по­нимании китайцев, не только ис­торические личности, но и духи, близкие и понятные, такие же обитатели подлунного мира, как и человек с присущими ему слабос­тями.
Многие иностранцы, приезжав­шие в Китай в начале XIX в., отме­чали удивительное китайское безве­рие: «в городах люди ни во что не верят, а в деревнях верят во все». Это и поныне так: на всякий случай китайцы молятся всем духам, идо­лам, божествам и Богу, ставят свечи (или ароматные палочки) во всех местах отправления религиозного культа, но надеются только на себя.
Начиная с 1949 г. официальной «религией» КНР стал атеизм, но по­следние лет 20 ни во что не верить по­ложено только 63 млн членов КПК.
Официально в Китае более 100 млн верующих и более 100 тыс. культовых сооружений (свя­тилища, церкви, костелы, мечети, храмы), около 300 тыс. служите­лей культа, более 3 тыс. религи­озных организаций. В стране дей­ствуют 76 духовных учебных за­ведений.
Наиболее распространенными религиями в Китае считаются буддизм, ислам и традиционные ки­тайские учения - конфуцианство и даосизм. В стране есть последова­тели шаманизма, православия, ка­толицизма, протестантизма и балийского буддизма.
Вероисповедание во многом определяется национальной при­надлежностью. Хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунгане, салары и баоаньцы исповедуют ислам. Тибетцы, монголы, лобайцы, мэньбайцы, туйцы и юйгуры исповедуют тибет­ский буддизм школы гелук (школа желтых шапок). Дайцы, буланы и дэане - приверженцы буддизма тхе-равады (одна из главных колесниц буддизма). Среди мяочан, яотян и иян не­мало католиков и протестантов. Среди ханьцев есть буддисты (махаяна, школа чань), протестан­ты, католики и даосы.
Даосизм как философское уче­ние возник и начал развиваться примерно в VI - V вв. до н.э. До его появления в Китае конечно же су­ществовали какие-то религиозно-философские представления об окружающем мире, его происхож­дении и гармонии в нем, достигав­шейся равновесием между женским и мужским началом. Существовала вера в Высшую силу, часто отож­дествляемую с Небом. Однако в пе­риод Воюющих Царств, когда стра­на перестала быть единым целым, старые верования оказались бесполезными для понимания рушащего­ся и быстро изменяющегося мира. Как раз в этот период возникло но­вое духовное учение - даосизм.
Основал его философ Лао-цзы, а его трактат «Дао-дэ цзин» («Кни­га о Дао и Дэ») стал каноном. Дао (Путь) - то, из чего все произо­шло - небо, земля и вся Вселенная, оно сохраняет гармонию в мире. Дэ (благодать) - воздействует на ве­щи, способствуя их росту и созре­ванию. В «Дао-дэ цзин» большое внимание уделяется нравственнос­ти, закладываются этические нор­мы, которые должны вести челове­ка к благу.
Обладая невероятной гиб­костью, даосизм постепенно вобрал в себя частицы древних китайских верований - мир Пути вновь напол­нился божествами и духами. С при­ходом в Китай буддизма даосизм воспринял и его черты.
Сегодня в стране более 1500 да­осских храмов и монастырей. Мис­тическая составляющая даосского учения в настоящее время почти ис­чезла. Зато осталась техническая сторона - традиционные боевые ис­кусства и другие методики поддер­жания здорового образа жизни.
Конфуцианство, одно из самых старых китайских духовных учений, сформировалось в сер. I тыс до н. э., примерно в одно время с даосизмом. В отличие от последнего, в основе конфуцианства лежат социально-политические идеи, зародившиеся задолго до Конфуция (Кун Фу-цзы), жившего в 551^79 гг. до н.э. Сам же Конфуций стремился сформировать иной нравственный облик человека, рассуждал о человеколюбии и нор­мах поведения. Конфуций называл весь Китай «одной семьей», а пото­му переносил нормы поведения в семье на правила поведения в госу­дарстве. Он приводил те качества, которыми должен обладать каж­дый - преданность, гуманность, ис­кренность, почитание старших (в том числе и начальников), забота о младших. Постепенно эти простые истины стали основой мощной властной доктрины.
При династии Хань конфуциан­ство приобрело статус официаль­ной государственной идеологии -знание учения Конфуция было обя­зательным условием для всех чи­новников (практика сохранялась до 1911 г.). В VII-VIII вв. по всей стра­не возводились храмы Конфуция, а при династии Сун главный труд философа-социолога «Лунь-юй» («Беседы и суждения») стал осно­вой обучения во всех школах.
Сегодня в стране возрождается интерес к учению Конфуция - хотя на самом деле он никогда не исче­зал. Именем его называют школы, которые китайское правительство открывает за рубежом для изучения китайского языка, литературы и культуры.
Буддизм пришел в Китай при­мерно в I в. В IV в. началось его по­всеместное распространение, и вскоре путь к спасению стал самой влиятельной религией страны. Проникновение буддизма происхо­дило по Великому шелковому пути, а его первыми проповедниками бы­ли монахи из Индии и Средней Азии. Со II в. н.э. самым значимым буддистским центром Китая стал Лоян (Baima Si, Храм Белой Лоша­ди) в провинции Хэнань.
Знаменитый китайский монах Сюань Цзан в 627 г. отправился из г. Чанъаня в Индию. Его паломниче­ство продолжалось 17 лет, он вер­нулся домой со списками множест­ва сутр, переведенных на китай­ский. Поход Сюань Цзана описан в знаменитом и до сих пор очень по­пулярном эпосе «Путешествие на Запад».
Со временем в Китае возникло восемь буддистских школ: трех трактатов (sanlunzong), дармалак-сана (faxingzong), аватамсака (huayanzong), винайя (luzong), тяньтай (tiantaizong), тантрическая (mizong), чистой земли (jingtuzong) и школа чань (chanzong), которая в мире больше известна по своему японскому названию - дзен (zen).
Китайский буддизм почти пол­ностью утратил индийские корни и на протяжении столетий оказывал огромное влияние на политику, эко­номику, культуру и общество. Его популярность объясняется тем, что он предоставлял каждому возмож­ность индивидуального спасения, утверждая тем самым ценность об­особленной личности. Конфуциан­ство, напротив, рассматривало че­ловека как неотделимую часть семьи, общества, государства.
До того как буддизм пришел в Тибет в VII-VIII вв. из Центрально­го Китая и Непала, там практикова­ли политеистическую религию бон. Во времена династии Тан китайская принцесса Вэньчэн вышла замуж за царя тибетского государства Тубо Сронцзангамбо и открыла язычни­кам Четыре благородные истины. Индийский монах Падмасамбхава соединил тантризм (религиозно-философское учение древней Ин­дии) с религией бон - так родился особенный тибетский буддизм, ко­торый также называют ламаизм (монахов в этой религии называют ламами). Впоследствии ламаизм получил распространение и во Внутренней Монголии. Сегодня в Китае в общей сложности около 13 тыс. буддистских храмов и мо­настырей.
Ислам проник в Китай пример­но в сер. VII в. по Великому шелко­вому пути. Непрекращающиеся войны, разорявшие Китай во время правления династии Сун, останови­ли торговлю на сухопутном Шелко­вом пути. Так родился Морской шелковый путь, который вел из ки­тайских портов сначала в города Юго-Восточной Азии, а потом в арабские земли. До сих пор в горо­дах Гуанчжоу, Цюйаньчжоу, Ханч-жоу и Янчжоу сохранились мечети, построенные в ту эпоху.
Ислам распространился в Китае во времена династии Тан, когда для подавления крестьянских восста­ний императоры нанимали араб­ских солдат, многие из которых по­том остались в стране. В эпоху ди­настии Юань вера получила особен­но широкое распространение: с монголами, потомками Чингисхана, которые правили Китаем под име­нем этой династии, в страну прибы­ло много мусульман-мигрантов из Центральной и Западной Азии. Впоследствии они превратились в национальность хуэй, по сей день исповедующую ислам.
После X в. практически все на­циональные меньшинства северо-запада страны: уйгуры, казахи, та­тары, киргизы, таджики, узбеки, салары, баоань постепенно стали мусульманами.
Большинство китайских му­сульман сунниты. В стране дей­ствуют свыше 30 тыс. мечетей.
Христианство. Первые христи­ане (несториане) появились в Ки­тае в VII в. В 638 г. в тогдашней сто­лице Чанъане (ныне Сиань) по раз­решению императора Тай-цзуна из династии Тан была построена пер­вая церковь. Вскоре несторианские церкви начали строиться по всей стране. Продолжалось это более 200 лет, но затем на долгое время эта еретическая секта оказалась под запретом. Несториане верну­лись в Китай снова только в XIII в. при династии Юань.
Первые католические священни­ки прибыли в Китай также во време­на правления династии Юань. Като­лицизм распространился среди пра­вящей монгольской верхушки, но как только династию Юань сменила династия Мин, христианство (като­лицизм и несторианство) запретили.
После долгих лет жизни во тьме неверия, в Китай приехал (1582) иезуит Маттео Риччи, который на­чал миссионерский поход на Пекин из Макао и южных провинций. Риччи учел ошибки предшественников -не критиковал традиционную китай­скую культуру, а себя преподносил как сторонника передовой западной науки. Он получил должность при­дворного астронома и оставался на ней при Минах и Цинах. Во многом благодаря этому выдающемуся че­ловеку, прожившему остаток жизни в Поднебесной и похороненному в Пекине, 300 тыс. китайцев стали се­бя называть католиками, а в стране было построено 250 церквей. Одна­ко в 1704 г. Ватикан объявил тради­ционное китайское поклонение предкам язычеством и запретил его. В ответ разгневанный император Канси приказал изгнать из страны всех миссионеров. Начался очеред­ной, на этот раз столетний, период забвения,запретов и гонений.
В 1807 г. англичанин Роберт Моррисон познакомил китайцев с протестантизмом. Он перевел на китайский Ветхий и Новый заветы, однако его миссия оказалась не­удачной - за 7 лет ему удалось по­вести по пути спасения души толь­ко одного китайца.
Широкое проникновение хрис­тианства в Китай началось сразу после Опиумных войн, после кото­рых страна превратилась в полуко­лониальное государство, а миссионеры обрели массу привилегий. Од­нако сами китайцы в большинстве своем по-прежнему считали хрис­тианство «иностранной религией».
Сегодня в стране около 4 млн католиков и 4600 костелов, более 10 млн протестантов и 12 тыс. про­тестантских церквей.
Отношения католической церк­ви и официального Пекина остают­ся достаточно сложными: Ватикан -единственное государство в Европе, с которым у Китая нет дипломати­ческих отношений. Во-первых, потому, что Ватикан установил дипотношения с Тайванем. Так что первое условие нормализации китайско-ва­тиканских отношений, как того тре­бует Пекин, - разрыв подобных от­ношений с Тайванем. Второе усло­вие - невмешательство Ватикана во внутренние дела Китая, и особенно в существующую обрядовую прак­тику. Кроме того, Пекин хотел бы получить извинения от епископа Ри­ма. В свое время рьяные католиче­ские миссионеры силой обращали китайцев в христианство.
 
Русское православие в Китае
История русского православия в Китае началась со взятия китайцами крепости Албазин, ос­нованной в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1685 г. после непродол­жительной осады русские сдали крепость, получив гарантии свободного выхода всех уцелевших защитников. Император Канси, опасаясь обвинений в развязыва­нии войны, приказал обращаться с 5 пленными казаками мягко и пред­ложил им либо вернуться в Якутск или Нерчинск, либо поступить к I нему в подданство. Сорок пять человек (буряты, калмыки и потомки смешанных браков), среди которых были и женщины с детьми, решили переселиться в Китай. В Пекине бывших подданных русского царя причислили к потомственному военному сословию, предоставили им жилье и помещение под часовню. Албазинцы при­везли с собой икону св. Николая и другую церковную утварь из раз­рушенного Воскресенского храма. Вместе с казаками в Китай приехал священник - о. Максим.
В 1716 г. в Пекин прибыла первая российская духовная миссия. Воз­главил ее архимандрит Илларион (Лежайский). Для размещения миссии императорский двор выде­лил место на посольском дворе, где вскоре построили храм во имя Сретения Господня, в который пе­ренесли албазинскую икону. В от­личие от католических, русские миссионеры не занимались обра­щением китайцев в православие, их главной задачей было поддержание веры среди албазинцев, выполне­ние дипломатических поручений русского правительства и оказание помощи русским торговым карава­нам. К 1860 г. в Пекине проживало всего 200 православных. В 1864 г. было открыто Посоль­ство России, члены духовной мис­сии начали заниматься переводами богослужебной литературы на ки­тайский язык.
Русская православная церковь бы­ла весьма активна в Маньчжурии со времени начала строительства КВЖД. Службы в Харбине стали проводиться весной 1899 г. - к то­му времени в городе проживало 14 тыс. россиян. Позже православные священники отправились в Далянь. Телин, Инкоу, Хайлар, Цицикар. В Маньчжурии получили распро­странение особые храмы - церкви-школы, где шло образование де­тей, проводились нравственные бе­седы со взрослыми, действовали библиотеки.
Во время Боксерского восстания 1900 г. было убито немало право­славных. В 1902 г. 222 китайских мученика были причислены к лику местночтимых святых. В том же году миссия развернула бурную хозяйственную деятельность: по­строили церкви, здания для духо­венства, женский монастырь, две школы. Особую гордость состав­ляла пасека, которая давала почти 80 пудов меда в год. В начале XX в. в Китае было уже 32 право­славных храма и 6 тыс. прихожан. Во время Русско-японской войны было основано Братство право­славной церкви в Китае, важней­шей задачей которого стало оказа­ние помощи раненым. После 1917 г. на территории ду­ховной миссии нашли приют мно­гие русские, бежавшие от больше­виков, были построены приюты, типографии и столовые для право­славных.
С апреля 1920 г. в Пекине, в скле­пе часовни Серафима Саровского, покоились останки алапаевских мучеников: Великой княгини Ели­заветы Федоровны, Великого кня­зя Сергея Михайловича, князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, графа В.П. Па­лей, Ф.С. Ремеза и сестры Варва­ры Яковлевой, казненных летом 1918 г. В 1921 г. прах Елизаветы Федоровны перевезли в Иеруса­лим, место пребывания других ос­танков неизвестно, но многие уве­рены, что они захоронены где-то в Пекине. Самое вероятное место -поле для гольфа, разбитое на мес­те часовни.
К 1949 г. на всей территории Ки­тая действовали 106 православных храмов, располагавшихся в Шан­хае, Ухани, Синьцзяне. В 1954 г. духовную миссию за­крыли, но в стране оставалось 10 тыс. православных христиан. Сегодня в Пекине не осталось ни одной действующей русской цер­кви (сохранились лишь некото­рые здания),а у Русской право­славной церкви нет официального статуса.
Отец Иакннф
Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853) вошел в историю как китаевед отец Иакинф. В юности он и его двоюродный брат влюбились в одну девушку. Реши­ли, что тот, кого она не выберет себе в мужья, уйдет в монахи. По­стриг выпал Никите. Способный к богословию, он быстро дорос до сана архимандрита и стал ректо­ром Иркутской семинарии. Не случайно в 1806 г. Бичурин был назначен главой русской ду­ховной миссии в Пекине. Чтобы общаться с пекинцами всех нацио­нальностей, монах выучил китай­ский, маньчжурский, монгольский, тибетский и корейский языки. Европейцам не разрешалось само­стоятельно передвигаться по горо­ду, но о. Иакинф, пользуясь своей монголоидной внешностью, запрет нарушал, обходил рынки, расспра­шивал торговцев и так составил словарь объемом 10 000 иерогли­фов. Переодетым в китайское платье, он измерил шагами весь Пекин и создал первую карту сто­лицы Китая. Бичурин собрал столько книг и документов, что их везли в Россию на 15 верблюдах. Любознательный архимандрит уго­щал вином любого, кто желал ему что-нибудь рассказать, да так щед­ро, что чиновники китайской Пала­ты внешних сношений уговаривали православных не губить себя ви­ном и даже повесили на воротах миссии указ: «Пусть порочные лю­ди не заходят сюда». Порочным се­бя никто не считал, застолье про­должалось. Наконец, в 1821 г. сту­дент миссии допился до безумия и отравился. Иакинфа лишили сана и сослали в Валаамский монастырь. Три года он провел в заточении. В 1826 г. чиновник восточного департамента МИДа П.Л. Шиллинг (изобретатель телеграфа) посетил Валаам и заметил монаха, разгова­ривающего с самим собой по-китай­ски. Шиллинг добился перевода о. Иакинфа в Александро-Невскую лавру. Там Бичурин написал свои главные труды: «Описание Пекина», «Китай, его жители, нравы, обычаи и просвещение», «Статистическое описание Китайской империи», стал членом-корреспондентом Академии наук и получил мировое признание. Бичурин первым высказал мысль о самобытности китайцев, кото­рых считали выходцами из Египта или Вавилона. Отец Иакинф со­ставил первое русское описание Тибета и подарил его А.С. Пушки­ну. Рассказы о Китае произвели на Александра Сергеевича такое впе­чатление, что поэт даже просил МИД командировать его в Пекин. Бичурин до конца жизни тяготился вынужденным монашеством. Из науч­ной экспедиции по Восточной Сибири ученый привез якутку, жившую у него под видом келейника; в Пекине он то­же вел далеко не монашескую жизнь. Однако из его страстей самой сильной была жажда знаний. Он желал знать все, абсолютно все. Отец Иакинф скончался 11 мая 1853 г. и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. На па­мятнике великому китаеведу написа­но: «Иакинф Бичурин», а чуть ниже иероглифами: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими славу историческими трудами».



Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика