Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.01.2018, 16:06

Главная » Статьи » Из истории Китая



Буддизм в Китае-2
Буддийские священнослужители и верующие будди­сты были убеждены, что, произнося много раз имя Амито­фу, человек может попасть в рай, приобрести сверхъесте­ственную силу. Утром, в обед и вечером они говорили: «Доброе утро, Амитофу»; «У тебя есть рис, Амитофу?»; «Возможно, будет дождь, Амитофу»; «У меня сильно бо­лит голова, Амитофу»; «До свидания, Амитофу» и т. п.
Имя Амитофу произносилось во время обряда освяще­ния «жертвенных денег». Верующие посещали буддийские храмы, как правило, в определенные дни, установленные служителями культа. Там они приобретали «жертвенные деньги» для расплаты за грехи в преисподней. Монахи, желавшие только одного — побольше заработать на про­даже таких «денег», говорили верующим: «После вашей кончины вы отправитесь в мир духов, где пробудете не­сколько сот лет, прежде чем вам разрешат вновь вернуться на землю, но уже в образе другого человека. В небесном странствовании вы будете переходить много мостов, и за это нужно платить. Вам придется пользоваться перепра­вой: за это надо дать деньги перевозчику. Если с вами будут хорошо обращаться прислужники в местах ночлега, то им следует уплатить. Желательно также дать деньги чиновникам в преисподней — от них зависит, как быстро ваше дело передадут на рассмотрение верховному судье и будет ли по нему принято благоприятное решение и как скоро вас освободят. Одним словом, деньги, так же как и на земле, крайне нужны в мире духов».
Затем верующим сообщали, что служители культа во­шли в прямую связь с миром духов, которые одобрили их советы. После такого «разъяснения» где-нибудь в углу храма начиналась продажа «жертвенных денег».
При распродаже на жертвенных деньгах ставилась большая печать буддийского храма. Жрецы в это время громко нараспев тысячу раз повторяли: «Амитофу, Ами­тофу, Амитофу...» Считалось, что после такого ритуала
«жертвенные деньги» становятся настоящими и их можно сохранить на будущее: они понадобятся при отправлении в царство теней.
Статуи будд в храмах покоятся на высоких постамен­тах. Обычно будды сидят, поджав под себя обе ноги. Их одежда скромна и незамысловата. Роскошные одеяния, по мнению буддистов, могли бы исказить священные образы «спасителей» человечества.
Около статуй устанавливают, как правило, пять жерт­венных сосудов: в середине — треножник-курильницу, по бокам — два подсвечника и два бронзовых или фарфоро­вых сосуда. Перед буддами всегда горит огонь — считает­ся, что «свет дает мудрость человеческому разуму».
Различные положения рук и пальцев будды имеют оп­ределенное символическое значение. Ладонь, опущенная на колени,— своеобразный пресс, которым будда придавил нечистую силу и освободил людей от ее дурного влияния. Правая рука в любом случае — символ мудрости самого будды, который учит всех, как надо жить.
Другая поза: левая рука на уровне головы ладонью вперед, а правая рука открытой ладонью обращена к лю­дям. Шест левой руки означает: «Люди, не бойтесь!» Пра­вая как бы продолжает: «Я все сделаю, что вы хотите!»
Иногда обе ладони находятся близко друг от друга, в таком положении, точно держат круглый предмет. Будди­сты считают, что будда крутит «колесо закона», тем са­мым очищая мир от нелепостей и зла.
Часто будда изображается в такой позе: он сидит с поднятой ладонью, указательный палец свернут колечком. Можно догадаться, что это поза наставника: будда пропо­ведует, учит верующих, указывает им путь.
И наконец, укажем на две позы, означающие состоя­ние полного покоя: будда как бы уходит в себя и засты­вает в сосредоточенном созерцании. В этих случаях паль­цы одной руки примыкают к пальцам другой и либо обе ладони повернуты вверх, либо он обеими руками держит небольшой сосуд — патру, наполненную живительной влагой.
На голове будды на всех изображениях видна шиш­ка — символ величия и недосягаемости. Синие волосы сви­детельствуют о том, что будда обитает в небе. Иногда его рисуют восседающим на лотосе.
Лотос — любимый летний цветок китайцев. Особенно пышно цветет он в жаркие дни июля и августа. Родина лотоса — Индия. Однако он давно проник и в Китай. Это многолетнее растение с неотмирающим корнем. Листья лотоса почти круглые. Они похожи на зонтики, установ­ленные над водой. Цветки наиболее распространенных сортов лотоса имеют не более десяти лепестков. Они рас­пускаются утром и свертываются вечером. Живут они обычно три дня, а потом опадают. Лотос растет в иле и грязи, но сам никогда не загрязняется.
В представлении китайцев лотос издавна стал симво­лом красоты, чистоты и благородства. Своими изящными очертаниями, цветом и ароматом, характерным шелестом листьев он производит непередаваемое впечатление. Ло­тосу посвящено много произведений китайской классиче­ской поэзии. Писатели и поэты разных веков сравнивали красивую женщину с распустившимся над водой лотосом. Вот почему лотос считается «достойным седалищем» для Будды.
Среди второстепенных божеств особым почитанием пользовалась бодисатва Гуань-инь. Это божество называли такя^е «Цзю-ку, цзю-нанъ», что значит «Спаситель от страданий, спаситель от несчастий». По традиционным верованиям, тот, у кого случилось горе, должен всем серд­цем взывать к Гуань-инь, и, если божество услышит его голос, к несчастному снизойдет утешение.
Этому божеству молились кающиеся грешники, на­деясь, что оно спасет их от адского пламени, которого ина­че не миновать; ему молились терпевшие бедствия во вре­мя наводнений и кораблекрушений; ему молились жен­щины, мечтавшие иметь дочь или сына: они верили, что стоит Гуань-инь услышать их, как родится добродетель­ный и мудрый сын, а если родится дочь, то и она будет полна достоинств и целомудрия.
Бодисатве Гуань-инь приписывалась чудесная спо­собность к перевоплощению. В облике человека или дру­гого живого существа оно могло появляться повсюду, что­бы нести утешение, избавление от мук, чтобы прощать и любить.
Божество Гуань-инь представляли себе и изображали по-разному. По утверждению индийских буддистов, это божество мужского пола. В Китае вплоть до династии Тан Гуань-инь рисовали в образе мужчины и в таком виде изображение выставляли в буддийских монастырях. Затем, однако, оно было отнесено к женскому полу. Богиня Гу­ань-инь, которую изображают с распущенными волосами и с ребенком на руках стала покровительницей матерей и детей.
О ее происхождении бытовало много легенд, в том числе и приводимая ниже.
Жила-была прекрасная принцесса Мяо Чжуан, млад­шая из трех дочерей могущественного князя. Отец хотел выдать ее замуж за нелюбимого человека. Она отвергла жениха и тем самым навлекла на себя гнев отца. Прин­цессу заточили в монастырь. Ее добрый нрав и благоче­стие снискали расположение Неба, но вызвали недоволь­ство отца и настоятельницы монастыря. Никакие наказа­ния не могли укротить вольнолюбивую душу девушки, и разъяренный отец решился отдать приказ о ее казни. Мяо Чжуан удушили шелковым шнурком, а ее тело было ос­тавлено в дремучем лесу на съедение тиграм. И вот появ­ление Мао Чжуан после смерти в аду оказалось спасе­нием для всех мучеников: рухнули оковы, потухло пла­мя, исчезли ножи: ад превратился в рай.
После того как Мяо Чжуан воздала хвалу будде Ами-тобе, она была чудесным образом возвращена на землю в храм Душистой горы на острове Путо.
Жестоко был наказан ее отец: он заболел мучитель­ным, неизлечимым недугом, от которого ни один врач не брался спасти его.
Однажды к старому князю явился таинственный вра­чеватель, монах-отшельник. Монах сообщил князю, что излечиться от страшного недуга можно лишь лекарством, приготовленным из плоти существа, живущего на острове Путо. Когда монах вышел из палат князя, он принял об­лик Мяо Чжуан, и через мгновение божественная краса­вица вновь была волшебной силой перенесена на Душис­тую гору. Там же оказались князь и его жена.
Полная великодушия и сострадания к больному отцу, Мяо Чжуан вырвала себе глаза и приготовила лекарство. Жена князя увидела у нее на руке родимое пятнышко. Она догадалась, кто перед нею.
Вскоре князь излечился. Узнав от жены, что его спас­ла от смерти родная дочь, с которой он некогда столь же­стоко обошелся, князь вновь направился на остров, чтобы отблагодарить ее и вымолить прощение. Труден был путь к острову. Князя похитил злой дух, его ожидали страшные пытки, но и на этот раз всемогущая Мяо Чжуан спасла его. Когда князь и вся его свита добрались наконец до священного острова, они увидели величественное божест­во, восседавшее на высоком постаменте: то была Мяо Чжуан. Все ее тело было изуродовано и окровавлено. Отец и мать пали на колени и обратились к ней с мольбой о прощении. Со слезами на глазах отец стал умолять дочь-богиню исцелить самое себя. И вдруг случилось чудо: тело Мяо Чжуан вновь стало гладким и глаза вновь заблестела. И прежняя Мяо Чжуан предстала перед ними в своей блистательной красоте.
Князь тут же объявил, что отрекается от престола и отныне посвящает себя буддизму. Легенда заканчивается указом всемогущего Неба о том, что Мяо Чжуан будет божеством доброты и сострадания, покровительницей всех несчастных, всех нуждающихся в помощи — бодисатвой Гуань-инь.
В различных районах Китая встречались самые разно­образные изображения бодисатвы Гуань-инь. Самым фан­тастичным и таинственным было изображение тысячерукой богини. Многочисленные руки, головы и глаза боже­ства символизировали светлую силу добра и благородства, ибо способы помощи ближним бесчисленны, а пути про­явления сострадания безграничны.
Богослужение в честь Гуань-инь отличалось особой пышностью. Буддийские монахи облекались в лучшие на­ряды и совершали тщательное омовение. За час до начала службы и час после нее монахам запрещалось чем-либо заниматься и вступать в разговоры. В это время они обя­заны были сосредоточенно обдумывать обеты буддизма. Церемонию открывала процессия монахов, которые подхо­дили к статуе Гуань-инь, украшенной цветами и яркими тканями. На алтарь перед статуей устанавливали кури­тельные свечи и клали приношения. Подойдя к алтарю, монахи падали ниц, затем читались молитвы и звучали песнопения.

 

 

Категория: Из истории Китая | Добавил: defaultNick (25.10.2010)
Просмотров: 2974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика