Чань-буддизм и культура психической
деятельности в средневековом Китае
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная китайская
культура, которая, как известно, является одной из самых древних в развитых,
достигла в процессе своего многовекового развития высокой степени культуризации
явлений действительности. По глубокому и точному определению выдающегося
русского исследователя китайской культуры академика В.М. Алексеева,
традиционный Китай — это «страна интенсивной культуры, которая не оставила ни
одного явления жизни в первоначальной форме» [22, с.107].
Развиваясь в общем русле
антиэнтропийных тенденций человеческой культуры, традиционная китайская
культура стремилась к максимальному упорядочению первозданного хаоса, к
уменьшению меры энтропии в окружающем мире, причем не только на
макрокосмическом, но и на микрокосмическом уровне, на котором протекает
внутренняя духовная жизнь человека. Поэтому на самых ранних этапах развития
китайской культуры интенсивной культуризации, вносящей момент организации и
управления во все явления и процессы, подверглась и психическая деятельность
человека, в результате чего в рамках общего, очень сложного и многоаспектного
культурного организма сформировалась относительно самостоятельная традиция,
которую мы определяем как культуру психической деятельности, или, иначе, психическую
культуру (психокультуру).
В широком и самом общем
смысле культура психической деятельности — это определенная степень
психического развития личности в направлении, определяемом общими тенденциями
развития всей культуры, тот уровень психического совершенствования человека как
личности и субъекта деятельности, который достигнут в процессе освоения
определенных ценностей, выработанных в данной культуре, приобретения
определенных характеристик «культурного человека». Психическая культура
является основной и определяющей чертой культуры личности, показателем
определенных качественных изменений в ее психической жизни по сравнению с
некоторой исходной ступенью, с которой начинается культурное развитие личности.
Являясь органичной
составной частью метакультурной целостности и выполняя общие для всего
культурного организма антиэнтропийные функции, культура психической
деятельности имела в то же время свою достаточно определенную сферу
функционирования я решала вполне конкретные задачи, приобретавшие нередко
значительную специфику в зависимости от того, в рамках какой подкультуры
(конфуцианской, даосской, буддийской) она сформировалась. Эти задачи сводились
главным образом к тому, чтобы развивать и совершенствовать, «воспитывать»
(культивировать) и тренировать «естественные» психические способности человека
с целью максимальной реализации всех потенциальных возможностей его психики,
обучить его методам управления психическими процессами, всем своим
эмоционально-психологическим состоянием с тем, чтобы оптимизировать свой психофизиологический
и биоэнергетический статус в соответствии с определенными нравственными,
религиозно-философскими и социально-психологическими нормами и критериями,
выработанными в тех или иных школах традиционной китайской мысли.
Таким образом, культура
психической деятельности — это особый пласт традиционной китайской культуры, ее
отдельная, относительно самостоятельная область, вместе с тем теснейшим образом
связанная с другими составными элементами и частями всей метакультурной
общности. Можно даже сказать, что это самый глубинный слой китайской культуры,
основа ее основ, зачастую игравшая решающую роль в формировании ее стилевых характеристик,
тех специфических черт, которые придавали ей неповторимый облик.
Столь важное, нередко
определяющее, значение культуры психической деятельности в формировании
стилевых особенностей всей китайской культуры было обусловлено прежде всего
тем, что в силу отмеченной академиком В.М. Алексеевым особой интенсивности
процесса культуризации в традиционном Китае здесь были разработаны самые
разнообразные и очень эффективные методы осознанной, целенаправленной и
систематической регуляции различных психических процессов, управления
нервно-психической деятельностью человека, которые позволяли весьма радикально
изменять, переструктурировать исходные психические структуры (т. е.
структуры, сложившиеся в процессе социализации человека до применения
специальных методов, выработанных в русле данной традиции). Однако человек
является не только объектом культуризации, но и субъектом культурной деятельности,
и подобная перестройка, преображение его психических структур оказывали
огромное влияние на стиль мышления и поведения, на весь образ жизни и
деятельности человека, подвергшегося такому воздействию.
Согласно фундаментальному
принципу историчности психики, разрабатываемому в советской психологии, психика
есть продукт развития индивида в определенной социокультурной среде, а не нечто
исходно биологически заданное, и детерминирована в первую очередь
социально-экономическими факторами. Поэтому как содержание психики, так и механизм
ее функционирования могут существенным образом меняться в зависимости от тех
социокультурных условий, в которых она формировалась, но в то же время они
(т. е. содержание и механизм функционирования психики), в свою очередь,
оказывают на культуру определенное влияние, хотя это происходит чаще всего
стихийно. В традиционном Китае это влияние многократно усиливалось и
приобретало более целенаправленный характер именно благодаря наличию развитой,
более специализированной и в гораздо большей степени организационно
оформленной, чем, скажем, в средневековой Европе, культуры психической
деятельности, которая обладала богатым арсеналом специальных средств
психического воздействия, специальной психотехники, способствующей
самореализации творческих способностей человека и позволяющей управлять самим
процессом творчества, т. е. придавать более организованный характер
процессу преобразования феноменов психической жизни в продукты культуры.
|