Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2020, 23:32

Главная » Статьи » История Китая 2



Реформаторское движение в 30-80-х гг. XI в. - 1
3. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 30-80-х гг. XI в.
Напряженность положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими на­родными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубо­кому социально-политическому кризису.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждав­ший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновни­ков становится все больше, население страдает, варвары занос­чивы, грабители своевольничают».
Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуци­анской традиции, исконно предполагавшей время от времени профилактически оздоравливать общественный организм. Ради того чтобы своевременно поставить заслон хаосу и беспорядку, она освящала реформы, нацеленные на искоренение неизбежно возникавших пороков в функционировании государства.
В поисках средств выхода из создавшегося положения пришли в движение различные слои китайского общества, и прежде всего его образованная элита. Их социальная психология была во мно­гом сходной. С разной долей глубины всех их объединял общий духовный стержень — конфуцианство. Однако гуманная суть, ха­рактерная для древнего учения, все больше извращалась в угоду корыстным интересам правящих верхов страны. В официальной трактовке все более нарастала тенденция выхолащивания кон­фуцианства, исконно учившего искусству общения верхов и ни­зов ради продолжения самой жизни и благополучия всего обще­ства. Теперь оно все более сводилось к идеологии, односторонне утверждавшей незыблемость деспотии, дух раболепства и безус­ловного подчинения старшим и сыну Неба, освобождая при этом последних от их прямых обязанностей.
Представители элиты средневекового китайского общества были тесно связаны между собой. В большей степени были реали­зованы связи вертикальные, формировавшиеся земляческими, семейно-клановыми, родственными отношениями. Наметившая­ся в экономической жизни тенденция быстрого развития юго-восточных районов усилила противостояние Юга и Севера и при­вела к тому, что и в политике произошло размежевание по зем­ляческому принципу.
Долгое время ближайшее окружение основателя сунского дома составляли выходцы из северных и центральных районов Китая. Правящая группировка ревностно следила, чтобы на высокие должности не допускались «люди с другой стороны реки». Имен­но тогда усилилось соперничество группировок южан и северян.
Все более обострялись противоречия между столичной знатью Севера и провинциальными чиновниками Юга. Эта борьба на­шла свое выражение в соперничестве за политическое влияние на императора.
Сначала оппозиционные настроения возникли вдали от им­ператорского дома, где неустанный контроль сына Неба над мыс­лями подданных был менее ощутим. В XI в. наряду с казенными школами, где воспитывались кадры чиновников из высшей слу­жебной знати, было немало и частных училищ. Они создавались, как правило, при книгохранилищах, архивах правительственных учреждений либо при частных библиотеках выдающихся ученых. В стенах такой академии, «питомнике талантов» в Иньтяне (пров. Хэнань), нашли себе прибежище мыслители конфуцианского толка, остро ощущавшие необходимость обновления политичес­кой и духовной жизни страны.
Расцвет академии — этого традиционного для китайской куль­туры института передачи знаний от учителя к ученику — был связан с градоначальником г. Иньтяня Ян Шу, создателем област­ного училища. Южанин по происхождению, он на собственном опыте ощутил безраздельную власть столичной правящей груп­пировки при дворе, не допускавшей южан даже на незначитель­ные государственные должности. Именно отсюда впервые про­звучали обращения к императору с просьбой произвести пере­мены в его ближайшем окружении.
Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподаватель академии Фань Чжунъянь, происходивший из некогда родови­той, но обедневшей семьи пров. Цзянсу. По отзывам современни­ков, он не только вдохновенно «толковал древние каноны, но и часто взволнованно говорил о делах Поднебесной, был отважен и ничего не боялся». Именно Фань Чжунъянь подал доклад из «десяти тысяч иероглифов», изложив в нем мнение о необходи­мости изменить принципы назначения военных и гражданских чиновников в провинции. Реформатор призвал «вытеснить без­дельников, уволить самозванцев, тщательно и строго проводить экзамены». Этот доклад был прежде всего направлен против Люй Ицзяня (978—1044) — ловкого политика, не гнушавшегося под­держки евнухов, который сумел, находясь у власти в течение 10 лет, трижды занять пост цзайсяна.
После длительного соперничества с придворной кликой Фань Чжунъяню и его сторонникам удалось получить посты в цент­ральном административном аппарате. Проекты реформ излага­лись в многочисленных докладах трону, содержащих рекоменда­ции относительно укрепления финансовой и военной мощи го­сударства.
Реформаторы, связывая благосостояние государства с процве­танием земледелия, обратились к древнему учению о земледелии (в отличие от торговли и ремесла) как важнейшему источнику финансовых поступлений казны. Для преодоления, экономических трудностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригацион­ных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощ­рения земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повиннос­ти. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжунъянь предложил урегулировать выполнение повинно­стей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на до­рогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, позволяющей обеспечивать и вооружать воинов-земле­дельцев за счет общины.
Важной мерой реформатор считал сокращение администра­тивного аппарата. Он подверг критике принцип повышения в должности в зависимости от срока службы, а не от способнос­тей, предложил ограничить незаслуженные привилегии чинов­ной знати, чьи многочисленные потомки ежегодно получали назначения, минуя экзамены. Фань Чжунъянь требовал также пере­смотра системы образования, все больше сводившейся к механи­ческому зазубриванию древних канонов. Реформатор предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравших­ся в земледелии, ирригации, финансах. Ограничение привиле­гий чиновной знати, основанных на праве наследования, и выд­вижение принципа отбора по способностям могли бы увеличить социальную мобильность в обществе и обновить административ­ный аппарат в центре и на местах.
Категория: История Китая 2 | Добавил: defaultNick (24.05.2012)
Просмотров: 1080 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика