Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2020, 23:41

Главная » Статьи » История Китая 2



Реформаторское движение в 30-80-х гг. XI в. - 2
Предложения Фань Чжунъяня, поддержанные его сторонни­ками в серии докладов 1043—1044 гг., встретили сильную оппо­зицию верхов. Потерпев поражение при реорганизации админист­ративного аппарата, идеологи преобразований даже не смогли приступить к осуществлению экономической части своей про­граммы. Яростное сопротивление их противников послужило при­чиной отставки Фань Чжунъяня и его единомышленников.
Кризисное положение в стране, вызвавшее к жизни проекты преобразований, оставалось прежним. Рост народных восстаний, обострение взаимоотношений внутри правящей верхушки, раз­рушительные стихийные бедствия еще больше осложнили комп­лекс проблем, не решенных в 40-х гг. И хотя борьба за реформы на время ослабела, политическая мысль, возбуждаемая нерешен­ными социальными и политическими проблемами, продолжала развиваться.
Властителем дум образованной элиты вскоре становится Ли Гоу (1009-1059), знаменитый своими трудами наставник из Цзянси, воспитавший плеяду учеников и разделявший учение цзин цзи. Если у родоначальника этого учения Ван Туна понятие цззин цзи» воплощалось в ценностях этического характера, которые следо­вало заботливо передавать из рода в род будущим поколениям, то Ли Гоу трактовал цзин цзи как необходимость осуществить три главных аспекта плана действий сына Неба по гармонизации об­щества: обогащение государства, усиление армии, успокоение народа.
Особый интерес представляет то, что впервые именно в XI в. традиционное понятие цззин цзи» оказалось связано с «обогаще­нием государства», отчего западное понятие «economy», пришед­шее в Китай в XIX в., б^хло выражено этим традиционным тер­мином, в котором экономическая мысль не вычленялась само­стоятельно, а была лишь одним из аспектов целого.
Взгляды Ли Гоу, «разумевшего цзин цзи ученого», сформули­ровавшего основные этапы последовательной программы действий для склоненного на его сторону правителя, во многом определили плодотворные политические поиски эпохи. Среди крупных деяте­лей, испытавших влияние Ли Гоу, б^хли Ван Аньши (1021—1086) и знаменитый историк Сыма Гуан (1019—1086). Понимая необхо­димость адаптировать структуры и институты общества и госу­дарства к изменившимся условиям, оба — приверженцы реформ — неоднократно подавали доклады трону, но путь решения про­блем понимался ими по-разному. Уже в феврале—мае 1071 г. (а реформы начались в 1068 г.) логика развития преобразований развела по разным дорогам прежних единомышленников Ван Аньши и Сыма Гуана.
Ван Аныпи декларировал необходимость смягчения социальных противоречий в обществе и предложил меры по урегулированию отношений верхов и низов (казны с подданными). Он выступил против засилия крупных владельцев земли, торговцев, ростов­щиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение в стране.
Одной из первых проведенных им мер стало упорядочение перевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна в провинции. Чтобы устранить посредничество спекулянтов-рос­товщиков, наживающихся на этой операции, создавался казен­ный фонд зерна для своевременного реагирования на колебания рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были исключены финансовые потери при его перевозке. Аналогичные цели преследовало и создание казенных амбаров, позволяющих казне выдавать «ссуды под зеленые побеги» в самую трудную для земледельцев весеннюю пору, когда кончались запасы зерна и крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших их зерном под высокие проценты (100—200). Отныне, исключая вмешательство ростовщиков, казна предоставляла ссуду на усло­виях 10-20%.
Ван Аньши предложил изменить прежний порядок выполне­ния трудовых повинностей, заменив их денежным налогом. В со­ответствии с земельной реформой были обмерены с целью упо­рядочения налогообложения земли крупных землевладельцев, утаенные от казны. Нововведения проводились и в области тор­говли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денеж­ные ссуды с тем, чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране велась теперь под конт­ролем государства через специально созданные управления.
Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения на рекрутской основе и учреждению казенных арсеналов.
Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев и крупных земельных собственников оказались ущемлены правительством, население от этого не выиграло. Реформы способствовали усиле­нию центральной администрации и фискального контроля госу­дарства как над крестьянами, так и над мелкими торговцами и ремесленниками. Определяющим в реформах было стремление пополнить доходы казны за счет бесперебойного притока нало­говых поступлений от земледелия и средств, полученных от ка­зенной торговли и ремесла в результате ущемления частного пред­принимательства и частной торговли.
Вождем противников Ван Аньши стал Сыма Гуан, выступав­ший не против реформ вообще, а против политического лидер­ства Ван Аньши. В условиях средневековья борьба, развернувшая­ся вокруг реформ, выливалась в столкновение конкурировавших группировок при императорском дворе. В 1077 г. Ван Аньши в условиях глубоких разногласий в реформаторской группировке был вынужден уйти в отставку, но проведение реформ продол­жалось еще несколько десятилетий.
Идеологи и практики реформ сунской эпохи действовали в традиционных рамках китайской (конфуцианской) политичес­кой культуры: это были преобразования, направленные на гар­монизацию в конфуцианском духе отношений императора и его подданных посредством совершенствования и укрепления суще­ствующей социально-политической структуры. Стабильность этих отношений подрывалась, как полагали реформаторы, прежде всего разного рода крайностями, и в первую очередь чрезмер­ным развитием рыночных отношений, крупного частного земле­владения и частной инициативы, что способствовало ускорению имущественной и социальной дифференциации и тем самым вело к возникновению хаоса и угрозы взрыва, способного разрушить китайскую государственность и нанести урон всему обществу.
Реформы Ван Аньши и других реформаторов сунской эпохи (как и реформы Ван Мана за тысячу лет до этого) носили кон­сервативный охранительный характер и в определенной мере ук­репляли Сунское государство, способствуя его культурному и экономическому подъему.
Категория: История Китая 2 | Добавил: defaultNick (24.05.2012)
Просмотров: 1244 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика