Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 11.07.2020, 00:13

Главная » Статьи » История Китая 3



Цинская держава в период расцвета (XVII-XVIII вв.) - 2
В это же время получает распространение каботажное плава­ние, что является свидетельством расширения торговых связей в приморских провинциях страны. Осуществляется обмен товарами между крупнейшими регионами Китая. Север снабжает Юг неко­торыми видами продовольствия и сельскохозяйственным сырьем, южные провинции поставляют изделия городского ремесла и крестьянских промыслов, а также продовольствие, в первую оче­редь рис, который доставляется на Север по Великому каналу. И все же, несмотря на очевидные приметы экономического подъе­ма, коренного сдвига в общественных связях в цинский период не произошло, в стране продолжали господствовать местные рын­ки, а единого национального рынка еще не было даже в XIX в.
XVII—XVIII вв. были не только временем экономического рас­цвета, но и периодом дальнейшего развития культуры. И хотя это время не отмечено выдающимися свершениями в области обще­ственной мысли и культуре в целом, оно оставило имена глубоких и оригинальных мыслителей. Наибольшую известность приобрели Гу Яньу (1613-1682), Ван Фучжи (1619-1692) и Хуан Цзунси (1610—1695): Это были широкообразованные люди, проявлявшие глубокий интерес к различным отраслям традиционной китайс­кой учености. Искренние патриоты Китая, они принимали учас­тие в антиманьчжурской борьбе и до конца жизни оставались про­тивниками маньчжурского владычества.
Пытаясь отыскать пути к совершенствованию современного ему общества, Гу Яньу в соответствии с китайской традицией призывал к переоценке конфуцианства с позиции древности, очищению его от позднейших наслоений. Ван Фучжи, напротив, подчеркивал важность исторических уроков позднейших эпох. Он составил яр­кий политический трактат, в котором осуждал деспотический характер государственной власти, призывал предоставить мест­ной ученой элите больше прав в решении государственных воп­росов. Ван Фучжи был эруди­рованным и авторитетным ис­ториком философии. Его имя и труды пользовались популяр­ностью среди оппозиционно настроенной китайской обра­зованной элиты конца XIX в., выступавшей за проведение преобразований в цинском об­ществе. Хуан Цзунси в большей мере волновали проблемы со­циального характера. Он выс­тупал за государственную по­литику облегчения положения неимущих путем наделения землей всех нуждающихся в ней. Его перу принадлежали также фундаментальные труды по истории философии в эпо­ху Сун и Юань.
Политика цинской династии в отношении культуры была отмечена рядом противоречивых черт. Вместе с тем было бы яв­ным преувеличением полагать, что маньчжуры не сделали ниче­го положительного для продолжения китайской культурной тра­диции. Напротив, цинские правители восприняли эту традицию наряду с китайским литературным языком, стремясь сохранить и упрочить ее. В период правления императора Канси (1662-1723) были предприняты усилия по составлению энциклопедий и слова­рей, причем именно к годам правления этого императора отно­сятся наиболее ценные и фундаментальные публикации такого рода. В это время были собраны и изданы многие литературные памятники предшествующих эпох, в частности опубликован сбор­ник более двух тысяч поэтов танской эпохи, включавший около 50 тыс. стихотворений.
В период правления императора Цяньлуна (1736-1796) рабо­ты по отысканию и публикации литературных памятников про­должались. Благодаря выпущенному в свет «Полному собранию произведений по четырем разделам литературы», работа над которым затянулась на 12 лет, многие значительные произведения китайской литературы были возвращены из небытия и вновь об­рели широкую известность.
Вместе с тем власти придирчиво следили за работой литера­торов, безжалостно пресекая любые попытки выступить с кри­тикой цинских порядков. Особенно сурово карались авторы, стре­мившиеся с патриотических позиций осветить историю завоева­ния Китая маньчжурами. Гонениям подвергались не только современники, отважившиеся на это, но и произведения авто­ров прошлого, если в них воспевалась освободительная борьба против завоевателей или выставлялись в невыгодном свете «не­вежественные варвары». Особенно большой урон китайской ли­тературе был нанесен правительственной цензурой в годы «лите­ратурной инквизиции» (70-е гг. XVII в.), когда были публично сожжены или запрещены и вследствие этого утрачены тысячи экземпляров ценных изданий.
После подчинения Китая маньчжурский двор приступил к проведению завоеваний, направленных против соседних с Кита­ем народов. Цель этой политики состояла в упрочении положе­ния новой династии, утвердившейся на китайском престоле си­лой. Еще одним важнейшим мотивом (видимо, наиболее сущест­венным) было желание ликвидировать вековечную опасность, угрожавшую китайской земледельческой цивилизации со сторо­ны кочевой периферии. Эту опасность маньчжуры, в недавнем прошлом сами кочевники, осознавали вполне отчетливо.
Еще в период борьбы за захват Китая маньчжурское влияние распространилось на Корею и Восточную Монголию. После при­соединения Тайваня основным направлением экспансии стано­вятся западные земли, издавна населенные кочевыми народами, исконными соседями Китая. Здесь китайской державе противо­стояли государственные образования, сложившиеся в Северной Монголии (в Халхе), Джунгарии, населенной ойратами (племе­на, родственные монголам), а также восточно-туркестанское го­сударство Кашгария, где проживали тюркоязычные уйгуры.
В 1691 г. борьба за подчинение Халхи завершилась включением ее в состав цинской державы. Напряженными б^хли отношения империи Цин с Джунгарией, являвшейся могущественным в во­енном отношении государством. Переговоры о мире между Кита­ем и правительством ханства перемежались военными походами, которые вплоть до середины XVIII в. не принесли окончательного успеха цинской стороне. Как нельзя более кстати, с точки зрения дипломатии империи, была начавшаяся в это время ожесточен­ная борьба за джунгарский престол. Один из ее участников, хан Амурсана, обратился к Китаю с просьбой о помощи. Цинские власти, ожидавшие повода для покорения Джунгарии, направи­ли туда крупные военные силы, которым удалось установить конт­роль над ханством. Поняв, что обращение к Китаю привело к ут­рате страной независимости, в 1755 г. Амурсана поднял восста­ние, продолжавшееся около двух лет и завершившееся победой цинского оружия. Подавление восстания сопровождалось крайней жестокостью. В результате военных действий, эпидемий, бегства населения его численность сократилась едва ли не вдвое.
Категория: История Китая 3 | Добавил: defaultNick (29.05.2012)
Просмотров: 1112 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика