В это же время получает распространение каботажное
плавание, что является свидетельством расширения торговых связей в приморских
провинциях страны. Осуществляется обмен товарами между крупнейшими регионами Китая.
Север снабжает Юг некоторыми видами продовольствия и сельскохозяйственным
сырьем, южные провинции поставляют изделия городского ремесла и крестьянских
промыслов, а также продовольствие, в первую очередь рис, который доставляется
на Север по Великому каналу. И все же, несмотря на очевидные приметы
экономического подъема, коренного сдвига в общественных связях в цинский
период не произошло, в стране продолжали господствовать местные рынки, а
единого национального рынка еще не было даже в XIX в.
XVII—XVIII вв. были не только временем экономического
расцвета, но и периодом дальнейшего развития культуры. И хотя это время не
отмечено выдающимися свершениями в области общественной мысли и культуре в
целом, оно оставило имена глубоких и оригинальных мыслителей. Наибольшую известность
приобрели Гу Яньу (1613-1682), Ван Фучжи (1619-1692) и Хуан Цзунси (1610—1695):
Это были широкообразованные люди, проявлявшие глубокий интерес к различным
отраслям традиционной китайской учености. Искренние патриоты Китая, они
принимали участие в антиманьчжурской борьбе и до конца жизни оставались противниками
маньчжурского владычества.
Пытаясь отыскать пути к совершенствованию современного
ему общества, Гу Яньу в соответствии с китайской традицией призывал к
переоценке конфуцианства с позиции древности, очищению его от позднейших
наслоений. Ван Фучжи, напротив, подчеркивал важность исторических уроков
позднейших эпох. Он составил яркий политический трактат, в котором осуждал
деспотический характер государственной власти, призывал предоставить местной
ученой элите больше прав в решении государственных вопросов. Ван Фучжи был эрудированным
и авторитетным историком философии. Его имя и труды пользовались популярностью
среди оппозиционно настроенной китайской образованной элиты конца XIX в.,
выступавшей за проведение преобразований в цинском обществе. Хуан Цзунси в
большей мере волновали проблемы социального характера. Он выступал за
государственную политику облегчения положения неимущих путем наделения землей
всех нуждающихся в ней. Его перу принадлежали также фундаментальные труды по
истории философии в эпоху Сун и Юань.
Политика цинской династии в отношении культуры была
отмечена рядом противоречивых черт. Вместе с тем было бы явным преувеличением
полагать, что маньчжуры не сделали ничего положительного для продолжения
китайской культурной традиции. Напротив, цинские правители восприняли эту
традицию наряду с китайским литературным языком, стремясь
сохранить и упрочить ее. В период правления императора Канси (1662-1723) были
предприняты усилия по составлению энциклопедий и словарей, причем именно к
годам правления этого императора относятся наиболее ценные и фундаментальные
публикации такого рода. В это время были собраны и изданы многие литературные
памятники предшествующих эпох, в частности опубликован сборник более двух тысяч
поэтов танской эпохи, включавший около 50 тыс. стихотворений.
В период правления императора Цяньлуна (1736-1796)
работы по отысканию и публикации литературных памятников продолжались.
Благодаря выпущенному в свет «Полному собранию произведений по четырем разделам
литературы», работа над которым затянулась на 12 лет, многие значительные произведения
китайской литературы были возвращены из небытия и вновь обрели широкую
известность.
Вместе с тем власти придирчиво следили за работой
литераторов, безжалостно пресекая любые попытки выступить с критикой цинских
порядков. Особенно сурово карались авторы, стремившиеся с патриотических
позиций осветить историю завоевания Китая маньчжурами. Гонениям подвергались
не только современники, отважившиеся на это, но и произведения авторов
прошлого, если в них воспевалась освободительная борьба против завоевателей или
выставлялись в невыгодном свете «невежественные варвары». Особенно большой
урон китайской литературе был нанесен правительственной цензурой в годы «литературной
инквизиции» (70-е гг. XVII в.), когда были публично сожжены или запрещены и
вследствие этого утрачены тысячи экземпляров ценных изданий.
После подчинения Китая маньчжурский двор приступил к
проведению завоеваний, направленных против соседних с Китаем народов. Цель
этой политики состояла в упрочении положения новой династии, утвердившейся на
китайском престоле силой. Еще одним важнейшим мотивом (видимо, наиболее существенным)
было желание ликвидировать вековечную опасность, угрожавшую китайской
земледельческой цивилизации со стороны кочевой периферии. Эту опасность
маньчжуры, в недавнем прошлом сами кочевники, осознавали вполне отчетливо.
Еще в период борьбы за захват Китая маньчжурское
влияние распространилось на Корею и Восточную Монголию. После присоединения
Тайваня основным направлением экспансии становятся западные земли, издавна
населенные кочевыми народами, исконными соседями Китая. Здесь китайской державе
противостояли государственные образования, сложившиеся в Северной Монголии (в
Халхе), Джунгарии, населенной ойратами (племена, родственные монголам), а
также восточно-туркестанское государство Кашгария, где проживали тюркоязычные
уйгуры.
В 1691 г. борьба за подчинение Халхи завершилась
включением ее в состав цинской державы. Напряженными б^хли отношения империи
Цин с Джунгарией, являвшейся могущественным в военном отношении государством.
Переговоры о мире между Китаем и правительством ханства перемежались военными
походами, которые вплоть до середины XVIII в. не принесли окончательного успеха
цинской стороне. Как нельзя более кстати, с точки зрения дипломатии империи,
была начавшаяся в это время ожесточенная борьба за джунгарский престол. Один
из ее участников, хан Амурсана, обратился к Китаю с просьбой о помощи. Цинские
власти, ожидавшие повода для покорения Джунгарии, направили туда крупные
военные силы, которым удалось установить контроль над ханством. Поняв, что
обращение к Китаю привело к утрате страной независимости, в 1755 г. Амурсана
поднял восстание, продолжавшееся около двух лет и завершившееся победой
цинского оружия. Подавление восстания сопровождалось крайней жестокостью. В
результате военных действий, эпидемий, бегства населения его численность
сократилась едва ли не вдвое.
|