Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 30.10.2020, 08:50

Главная » Статьи » История Китая 3



Цинская держава в период расцвета (XVII-XVIII вв.) - 6
Все эти обстоятельства вели к росту социальной дифференциа­ции в общине, имели своим следствием увеличение слоя дере­венских низов, пополнявших ряды безземельных, пауперов, бат­раков. Нередко сельский и городской люд без определенных за­нятий пополнял ряды разбойников. В последней трети XVIII в. сельский бандитизм стал настолько распространенным, что вок­руг зажиточных деревень, в особенности в южных провинциях Китая, стали воздвигать оборонительные укрепления. Эти кри­зисные явления вызывали сопротивление общественных низов, проявившееся в ряде народных восстаний на рубеже XVIII—XIX вв.
В цинский период истории Китая организаторами народного сопротивления продолжали оставаться религиозные секты и тай­ные общества. В отличие от религиозных сект тайные общества ставили своей целью главным образом подготовку и осуществле­ние антиправительственных восстаний. Вера в изначальное ра­венство людей, уравнение бедных и богатых, проповедь взаимопомощи, пропаганда наступления новой, счастливой эры, что связывалось с приходом земного воплощения будды Майтрейи, утверждение на земле новых принципов общественных отноше­ний сектанты связывали с победой восстания, поднятого под их руководством. Самым распространенным лозунгом, выдвигавшим­ся инсургентами, был призыв к свержению маньчжурской дина­стии, не имевшей, по убеждению повстанцев, легитимных прав на китайский престол, и утверждение на нем императора-китай­ца. Именно он должен был претворить в жизнь мечты простых людей о счастье и процветании. Идейные искания лидеров рели­гиозных сект и тайных обществ, восходившие к утонченной ин­теллектуальной традиции прошлого, были понятны лишь узкому кругу посвященных. Для привлечения рядовых участников исполь­зовались обращения, в которых доходчиво объяснялись причины бедственного положения народа и содержались призывы гото­виться к антиправительственной борьбе.
В деятельности этих организаций огромную роль выполнял сложный, насыщенный мистицизмом ритуал. Он был призван внушить сектантам ощущение силы и единения. Один из элемен­тов этого ритуала — ушу, или «военные искусства», с обучения которым, как правило, и начиналось привлечение новых сторон­ников. Наиболее широко распространенным видом боевых ис­кусств было умение вести рукопашный бой. Постижение его тон­костей давало неофиту ощущение защищенности, возвышало его в глазах окружающих, что в какой-то мере компенсировало его обычно невысокий социальный статус. Привлеченные таким об­разом новые сторонники обучались сложным ритуалам, соблю­дение которых, как считалось, делало их неуязвимыми для дей­ствия холодного и огнестрельного оружия.
Организационные структуры сект и тайных обществ в ряде случаев были весьма разветвленными и охватывали не только де­ревни, но и уездные и даже провинциальные города. Их членами становились представители различных общественных групп, боль­шинство составляли малоимущие крестьяне, привлеченные про­поведью братской взаимопомощи и имущественного равенства, но руководителями часто становились шэньши, купцы и даже чи­новники, вдохновлявшиеся идеями свержения маньчжурского господства и установления китайского правления. Буддийское и даосское духовенство зачастую также симпатизировало сектан­там. По преданию, одно из наиболее популярных и массовых об­ществ «Триада» было основано монахами буддийского монасты­ря Шаолиньсы, и поныне широко известного в Китае как одно­го из традиционных центров искусства рукопашного боя. Когда монахи отказались признать установление маньчжурского прав­ления, монастырь был осажден цинскими войсками и сожжен.
Почти все его защитники погибли в бою, избежать смерти, как гласит легенда, удалось лишь «пяти старшим братьям», которые отправились в странствие по Китаю, обучая народ искусству ушу и призывая к борьбе с маньчжурами.
Наиболее активным в конце XVIII в. становится «Общество Белого лотоса», в основе идеологии которого лежали идеи на­ступления справедливой эры правления будды Майтрейи, при­зывы к имущественному уравнению, свержению власти маньч­журской династии. В 1796 г. под его руководством началось одно из наиболее крупных в цинский период народных восстаний, охватившее главным образом провинции Центрального Китая. На протяжении 1798—1799 гг., когда народная война приобрела наи­больший размах, повстанческим войскам удалось нанести ряд поражений цинским войскам и взять под контроль значительные территории.
Правительство, напутанное размахом восстания, сосредото­чило все силы для его подавления. Были сменены неспособные и бездеятельные военачальники, переброшены крупные подкреп­ления. Примерно в 1800 г. в ходе гражданской войны наступил перелом, ускоренный тем, что на сторону маньчжурского двора перешли многие влиятельные кланы, верхи которых были напу­ганы размахом народной борьбы и наступившей смутой. Отряды местной самообороны, созданные ими, приняли активное учас­тие в войне, оказывая помощь войскам центрального правитель­ства. С восставшими расправлялись с крайней жестокостью. Насе­ление, оказывавшее помощь инсургентам, насильно уводилось из районов боевых действий, а их жилища и посевы уничтожа­лись. В середине 1800 г. был схвачен и казнен в Пекине один из наиболее популярных руководителей восстания Лю Чжисе, од­нако сопротивление продолжалось.
Чтобы привлечь на свою сторону недовольных, цинские влас­ти пообещали сократить налоги и поборы, а также простить тех, кто готов прекратить сопротивление. Вместе с тем для содержа­ния армии повстанцы были вынуждены проводить насильствен­ные мобилизации и реквизировать продовольствие, что не всег­да находило поддержку у населения. К концу 1803 г. пекинское правительство смогло восстановить контроль почти над всей тер­риторией Центрального Китая. Лишь в глухом районе на стыке Сычуани, Хубэя и Шэньси, покрытом густыми лесами, продол­жали укрываться последние отряди: повстанцев. К середине 1804 г. были подавлены и эти последние очаги сопротивления.
С поражением восстания 1796—1804 гг. религиозные секты и тайные общества не отказались от дальнейшей борьбы. В 1813 г. «Общество Небесного разума» (скорее всего, одно из ответвлений «Белого лотоса») организовало восстание в Северном Китае Его руководитель был объявлен правителем Китая, преемником минской династии. В октябре 1813 г. отряд заговорщиков, насчи­тывавший около 200 человек, проник на территорию «Запретно­го города» — резиденцию маньчжурских правителей в Пекине Однако нападение было отбито многочисленной дворцовой стра­жей. Цинские войска расправились с восставшими, их предводи­теле был схвачен и казнен. К началу 1814 г. были разгромлена: последние повстанческие отряды.
Несмотря не поражения, религиозные секты и тайные обще­ству продолжали антиправительственную деятельность на про­тяжении всего XIX века. Под их руководством крестьяне и горо­жане боролись против маньчжурской династии, требуя сокра­щения налогов и повинностей, ликвидации коррумпированного чиновничества.
Характер народной борьбы на рубеже XVIII—XIX вв. по срав­нению с предшествующими эпохами не претерпел существенных изменений. Это были по-прежнему вполне традиционные требования свержения династии, утратившей мандат на управ­ление государством, подкрепленные патриотическими лозунга­ми восстановления китайского правления.
Категория: История Китая 3 | Добавил: defaultNick (29.05.2012)
Просмотров: 1160 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика