Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.10.2020, 02:43

Главная » Статьи » История Китая 3



Реформаторское движение - 1
Глава XII
НАЗРЕВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА
1. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И КАН ЮВЭЙ
Тридцатилетний опыт проведения политики «самоусиления» продемонстрировал, что маньчжурская монархия оказалась не­способной эффективно соединить отстаивание независимости страны и ее модернизацию. Китай все больше приобретал при­знаки полуколониальной страны.
Неприятие достижений Запада, за исключением военных тех­нологий и производства оружия, характерное для маньчжурских правителей, разделяла и большая часть представителей традици­онного китайского господствующего класса. Шэньши, обязанные своим общественным статусом конфуцианским устоям китайс­кой деспотии, отвергали возможность реформ политических ин­ститутов. Тем не менее в конце XIX в. среди молодежи, получившей традиционное образование и связывавшей свое будущее с государственной службой, формируется оппозиционное движе­ние, участники которого приходят к мысли о необходимости не только экономических перемен, технологических нововведений, но и реформ, затрагивающих основы политической системы им­перии. Главным побудительным мотивом, заставлявшим их от­стаивать реформы, осуществление которых могло привести к упад­ку традиционного господствующего класса, частью которого они сами являлись, была необходимость открыть дорогу становлению независимого и процветающего Китая. По их мнению, это было невозможно без более широких заимствований западного опыта в области не только экономических, но также и политических отношений.
Это оппозиционное движение сторонников реформ знамено­вало собой наступление нового этапа в развитии китайского на­ционализма, стремившегося теперь соединить тысячелетнюю тра­дицию Срединного государства с восприятием экономических достижений Запада и его опыта парламентской демократии. К намеченной цели реформаторы полагали возможным прийти пу­тем преобразований политической системы Китая сверху, в ре­зультате реформ, предпринятых самим императором. Их идеал — конституционная монархия, по типу той, что была установлена в Японии после реставрации Мэйдзи.
Видную роль в движении реформаторов сыграла группа моло­дых соискателей ученых званий, главным образом выходцев из южных провинций Китая, испытавших наибольшее влияние За­пада. Признанным лидером оппозиционеров был Кан Ювэй (1858—1927), происходивший из семьи гуандунских шэныии. Это был в высшей степени талантливый человек, получивший пре­восходное конфуцианское образование. В возрасте 27 лет он вы­держал экзамены на высшее ученое звание цзиньши. К этому вре­мени его имя было уже широко известно среди шэныии благода­ря целому ряду его работ, посвященных конфуцианству. В своих трудах Кан Ювэй стремился выявить искажения оригинальных текстов, принадлежащих отцу китайской философии, и предста­вить Конфуция одним из первых реформаторов китайской тра­диции. Он считал это необходимым для обоснования возможнос­ти преобразований в китайской империи конца XIX в.
Однако Кан Ювэй не ограничивался лишь изучением истории китайской цивилизации. В не меньшей степени его влекла исто­рия стран Запада, а также ход реформ в других странах Востока, таких, как Япония, Турция. Мимо его внимания не прошли и деяния Петра I, сумевшего, по его мнению, добиться небывало­го усиления мощи России. В одном из своих произведений Кан Ювэй писал: «Государства, вставшие на путь реформ, обрели силу; сохранившие же приверженность прежнему исчезли. Современ­ные проблемы Китая состоят в стремлении опереться на старые установления и отсутствии понимания того, как встать на дорогу перемен».
Кан Ювэй известен не только научными трудами и публицис­тическими произведениями, он был также талантливым препо­давателем, основавшим в начале 90-х гг. школу в Гуанчжоу. Наи­более стойким его последователем и любимым учеником стал Лян Цичао (1873—1929), также происходивший из известной в Гуандуне семьи шэньши. Важную роль в движении за реформы сыграл и Тань Сытун (1865—1898), выходец из Хунани, одарен­ный молодой человек, получивший прекрасное традиционное об­разование и сумевший добиться высших ученых званий еще в юном возрасте.
Озабоченные проблемой восстановления суверенитета Китая, оппозиционно настроенные выходцы из среды политической эли­ты понимали, что ее решение необходимо искать в изучении опыта модернизации зарубежных государств, и тщательно собирали все доступные им сведения об истории и жизни стран Запада. Из­вестным распространителем такого рода знаний был Ван Тао (1828—1897), которого по праву считают основателем современного китайского журнализма. Более десяти лет он провел в Гон­конге, активно общаясь с иностранцами, в том числе с выдаю­щимся переводчиком на английский язык произведений китайс­ких классических мыслителей Д. Леггом. Около года Ван Тао про­был в Англии, что обогатило его познания о Западе личным опытом. В журналах, издававшихся им, освещались различные стороны жизни европейских государств. Сам Ван Тао являлся сто­ронником постепенной индустриализации Китая по западному образцу, а его политические пристрастия были связаны с кон­ституционно-монархической формой правления по типу суще­ствовавшей в Великобритании.
Для распространения сведений об истории и жизни на совре­менном Западе немало сделали и европейские миссионеры. По­жалуй, наибольшее влияние на программу преобразований, раз­рабатывавшуюся реформаторами, оказал Т. Ричард (1845—1919).
Категория: История Китая 3 | Добавил: defaultNick (29.05.2012)
Просмотров: 1219 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика