Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 01:47

Главная » Статьи » История Китая 3



Тайпинское восстание - 6
Последовавшие государственные перевороты и контрперевороты были поистине ужасны. Погибли тысячи людей, составляв­шие цвет тайпинского военного командования и политического руководства. По данным источников, их число составило более 20 тыс. человек.
Все это вызвало рост взаимного недоверия в тайпинском ру­ководстве и в конечном счете привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою без­опасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными при­верженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный по­ход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в бо­гатой провинции Сычуань.
События осени 1856 г. нанесли тайпинскому движению удар, от которого оно по-настоящему так и не смогло оправиться. Од­нако, несмотря на это, тайпины продолжали оказывать упорное сопротивление, отстаивая территорию своего государства еще почти 10 лет. За это время выдвинулись новые талантливые руко­водители и государственные деятели, которые вынашивали проекты реформ, способных изменить облик традиционного китайс­кого общества, сделав его более современным.
Одним из наиболее выдающихся руководителей тайпинского государства на этапе его поздней истории стал Ли Сючэн (1824— 1864), с именем которого связано немало удачных военных опе­раций. С проектом реформ, выдержанных в духе западных влия­ний, в 60-е гг. выступил двоюродный брат Хун Сюцюаня Хун Жэньгань (1822—1864), ставший последователем его идей еще в 40-е гг. Впоследствии, спасаясь от преследований, он вынужден был укрыться в Гонконге. Хун Жэньгань предлагал ввести в Ки­тае современные средства связи, выступал за строительство же­лезных дорог, развитие банков, промышленности, торговли.
Между тем силы, боровшиеся против тайпинов, все увеличи­вались. Главное бремя гражданской войны несли на себе регио­нальные вооруженные формирования, значение которых все бо­лее росло. Под командованием Ли Хунчжана (1823-1901), служив­шего несколько лет в армии «хунаньских молодцов» Цзэн Гофаня, в начале 60-х гг. образуется Хуайская армия. В нанесении решаю­щих ударов по тайпинам принял участие Цзо Цзунтан (1812—1885), возглавивший действовавшую против них армию в пров. Чжэцзян.
Эти армии, вооруженные и обученные на европейский манер, далеко превосходили тайпинские войска по оснащенности, но ус­тупали им в боевом духе. С начала 60-х гг. иностранцы, отказав­шись от политики нейтралитета, которого они придерживались с начала восстания, также начинают вмешиваться в военные дей­ствия, выступая на стороне пекинского правительства. С их точки зрения, тайпины, отказавшиеся подтвердить положения Нанкинского договора 1842 г., являлись менее удобными партнерами, чем маньчжурское правительство. На стороне маньчжуров воевали от­ряды европейских наемников. Позднее были созданы специальные подразделения, в которых иностранцам была отведена роль офи­церского корпуса, рядовыми же бойцами были китайцы.
В 1862 г. Щи Дакай, стремясь превратить в новую базу тайпинского движения пров. Сычуань, был блокирован на берегах гор­ной реки Дадухэ превосходящими силами противника. Положив­шись на обещание, данное цинским командованием, в случае добровольной сдачи сохранить его бойцам и ему самому жизнь, он сдался на милость победителей. Однако слова они не сдержали. Рядовые бойцы были преданы мечу, а сам Ши Дакай переве­зен в Чэнду и там казнен.
В начале 1864 г. столица Небесного государства была подверг­нута блокаде правительственными войсками. Весной подвоз про­довольствия в город прекратился, стала реальной угроза голода.
Хун Сюцюань, глубоко уверенный в том, что вмешательство Божественных сил поможет его державе преодолеть все испытания, отказался обсуждать, возможно, разумные предложения о про­рыве блокады и уходе на юг, откуда и началось само движение.
К лету 1864 г. стало очевидным, что помощи ждать неоткуда. Видимо, приняв яд, 1 июня 1864 г. Хун Сюцюань скончался, а в конце июля начался решающий штурм столицы Небесного госу­дарства. Сигналом к штурму города был подрыв неприятелем ча­сти мощных оборонительных стен, окружавших Нанкин. Пятнад­цатилетний сын Хуна, коронованный в качестве Небесного вана, несмотря на помощь опытных и верных советников, был бесси­лен что-либо сделать.
Тем не менее юному правителю в окружении небольшой груп­пы наиболее преданных и близких сановников (в нее входили Ли Сючэн и Хун Жэньган) вместе с вооруженным отрядом удалось вырваться из Нанкина, где последние защитники тайпинского государства вступили в уличные бои с войсками цинского пра­вительства. Они сражались до последнего человека.
В октябре Небесный ван был захвачен и казнен (Ли Сючэн попал в плен и был предан смерти еще ранее). Но разрозненные тайпинские отряды продолжали сопротивление и после гибели своих предводителей. Одни из них боролись на севере, на терри­тории провинций Аньхуэй и Шаньдун, другие — оказывали со­противление на юге. Одна из групп тайпинов под давлением правительственных войск даже перешла границу с Вьетнамом и впос­ледствии приняла участие в событиях франко-китайской войны 1884-1885 гг.
Последствия Тайпинского восстания были поистине трагич­ны. Обширные районы страны обезлюдели и лежали в руинах. За время гражданской войны по разным оценкам погибло 15—20 млн человек.
Имели ли тайпины шансы одержать победу в борьбе и если да, то как могла "повлиять их победа на дальнейший ход китайс­кой истории? Думается, что такой шанс у них был, достаточно сослаться на пример, связанный с историей прихода к власти минской династии. И сами факты истории тайпинского государ­ства убеждают, что в 1856 г. правление цинской династии едва удерживало власть. С другой стороны, некоторые обстоятельства заставляют усомниться в том, что в случае прихода к власти тайпинам удалось бы удержать ее надолго. Слишком радикальным был вызов, брошенный ими устоям китайской государственнос­ти и культуры, что сделало их врагами и шэныии, недовольных правлением маньчжурской династии, и простых крестьян, кото­рые не хотели отказываться от привычных верований предков.
Тем не менее победа тайпинского дела означала бы не что иное, как восстановление, правда, в иной форме, но все-таки традиционной китайской деспотии.
Категория: История Китая 3 | Добавил: defaultNick (29.05.2012)
Просмотров: 1145 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика