Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 00:42

Главная » Статьи » История Китая 4



Духовная жизнь - 1
3. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Обострение политической борьбы и обновление самого стиля политической жизни после Синьхайской революции сопровож­дались и существенными сдвигами в духовной жизни китайского общества. Они были вызваны прежде всего, естественно, побе­дой Синьхайской революции, изгнанием маньчжурской динас­тии, распадом империи, созданием республики, обострением милитаристской борьбы. Но не только. К этому времени на ду­ховной жизни китайского общества стали сказываться социаль­но-экономические изменения, вызванные ускорившимся разви­тием капитализма и больше всего возросшей включенностью стра­ны в глобальные процессы общественного развития.
На различных уровнях духовной жизни эти сдвиги были раз­личны. На нижнем уровне общественного сознания, на уровне обыденной психологии широких народных масс, инерция духов­ных традиций была велика и изменение этого обыденного созна­ния проходило медленно, но оно все-таки шло и революцион­ные события, безусловно, стимулировали этот процесс.
Повышенная инертность обыденного сознания объяснялась, в первую очередь, специфичностью его структуры. Господствовав­шая конфуцианская идеология играла в традиционном Китае и роль основной религиозной системы, сосуществуя в течение многих веков с даосизмом и буддизмом. Причем это длительное сосуще­ствование привело к складыванию на нижнем социальном уров­не системы религиозного синкретизма, включавшей в себя не только конфуцианство, даосизм и буддизм, но и народные веро­вания, обычаи и суеверия. Эта синкретическая религиозная сис­тема безраздельно господствовала среди подавляющей массы ки­тайцев. В массовом сознании конфуцианство выступало как наи­более социально конформистский элемент, оставаясь вместе с тем и его самой рационалистической частью и противостоя нонкон­формистской мистике других религиозных элементов (не только буддизма и даосизма, но также и привносимого христианства).
Влияние этой мистической тенденции в полной мере, хотя и по-разному, проявилось в Тайпинском восстании и создании тайпинского государства, в одном из последних «старокитайских бунтов» — в восстании ихэтуаней. Разгром восстания ихэтуаней не снял и не мог снять назревавших противоречий, порожден­ных полуколониальным положением страны, отражавших расту­щую националистическую реакцию на национальное унижение. Победа антиманьчжурской революции, политическая активность народа, усиление национального самосознания вели к непрерыв­ному росту этой реакции, что и было наиболее существенным сдвигом в сознании широких народных масс.
Традиционализм, таким образом, еще полностью преобладал в массовом сознании, но и на более высоком — «идеологизиро­ванном» — уровне общественного сознания он также все еще оставался важнейшей духовной силой, во многом определившей идеологическую борьбу в первые послесиньхайские годы.
Послесиньхайский социально-политический переворот при­вел к глубокому и своеобразному идеологическому кризису ки­тайского общества и прежде всего к кризису официальной кон­фуцианской идеологии. Этот кризис отчетливо проявился уже в ходе самой Синьхайской революции, когда монархический ре­жим оказался без достаточной идеологической поддержки «ду­мающего» сословия конфуцианских ученых, что не могло не спо­собствовать его падению. Слабость апологетической промонархи­ческой деятельности конфуцианских ученых — один из серьезных симптомов этого кризиса, углублявшегося в годы милитаристс­ких междоусобиц. Другое его проявление — нежелание этих уче­ных активно поддержать монархические устремления Юань Ши­кая, что привело не только к его политической изоляции, но и к идейной, обрекшей эти устремления на провал. Как показали все эти события, конституционно-модернизаторские идеи глубоко «заразили» ведущих идеологов страны и стали одной из причин фактического распада официальной охранительной идеологии.
Таким образом, слабость охранительной идеологии была харак­терной чертой идеологической ситуации в стране в послесиньхайские годы. Вместе с тем эти адепты уходящей имперской идеологии еще воздействовали на духовную жизнь страны в новых историчес­ких условиях, являясь носителями наиболее традиционалистских взглядов и занимая все еще ведущее место в системе школьного образования, в бюрократическом аппарате. Но в идейных битвах они и их реставраторские идеи уже существенной роли не играли. Главное место безраздельно принадлежало идеологам обновления.
Эти идеи начали складываться в основном в предшествующие два-три десятилетия и явились результатом действия новых для страны факторов духовного развития. Если до «открытия» страны китайская духовная жизнь базировалась на внутренних социаль­ных отношениях и в русле национальной традиционной мысли, то теперь ситуация в корне меняется: идеологическая жизнь Ки­тая все больше делается составной частью мировых идеологичес­ких структур, она развивается как своеобразный синтез совре­менных идеологических концепций, привнесенных извне, и тра­диционной национальной мысли, переживающей мучительную ломку в условиях ускорившегося политического и социального развития страны. Причем включенность «идейной» жизни страны (во всяком случае на ее «верхнем этаже») в глобальные процес­сы идейного развития была значительно более глубокой, чем, скажем, включенность китайской экономики в мирохозяйствен­ную жизнь. А это вело к тому, что «идейная» жизнь Китая зачастую уже обгоняла собственное «социальное время».
Идейно-политический спектр активных деятелей духовной жиз­ни страны послесиньхайского периода был широким, но недос­таточно кристаллизованным, что и отражало своеобразие пере­живаемого страной момента. Все мыслящие люди Китая пони­мали, что страна находится на перепутье, что перед нею стоит проблема выбора путей создания новой государственности и глу­бокого обновления всей национальной жизни.
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1156 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика