Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 00:49

Главная » Статьи » История Китая 4



Духовная жизнь - 3
По-прежнему оставаясь националистом и по-прежнему видя в упадке «национального духа» причину слабости Китая, Лян Цичао начинает все больше связывать сплочение китайской национальной общности с конфуцианством, его национализм приобретает вслед­ствие этого черты китаецентризма, теряя свое критическое нача­ло и делаясь сугубо консервативным, охранительным.
Еще более консервативную идейно-политическую позицию занимает в эти годы Кан Ювэй — выдающийся мыслитель Ки­тая, учитель Лян Цичао. Поскольку революция «есть только про­дукт эмоций, но не разума», поскольку она ведет к разрушению общества и государства, «революция есть самоубийство», — так писал Кан Ювэй после Синьхайской революции. В разгуле мили­таризма, национальном унижении, ухудшении жизни народа он видел естественное (порождение революции, отказ от традици­онных форм социально-политической организации общества.
Опираясь на весьма критический анализ послесиньхайской политической действительности, Кан Ювэй развернул активную пропагандистскую деятельность, направленную на дискредита­цию самой идеи демократического переустройства Китая. Он ут­верждал, что ни в одной стране мира демократия и такие ее ат­рибуты, как, скажем, всеобщее избирательное право, не ведут к миру и процветанию. «Тем более, — делал он вывод, — демокра­тия непригодна для Китая, где никогда не существовало демо­кратической республики, где ученые никогда не выдвигали рес­публиканских идей, где народ не имеет демократических тради­ций, не понимал и не понимает, что такое демократия». Нельзя не заметить некоторой убедительности в трактовке Кан Ювэем китайских политических традиций или в критическом анализе политической действительности, однако вся эта аргументация ис­пользуется не для того, чтобы призывать к созданию и развитию демократических институтов и традиций, а для призыва вернуть­ся к монархической форме правления в каком-либо его консти­туционном варианте. Учитель здесь выступает последовательнее своего ученика, справедливо видя в республиканской форме прав­ления прежде всего полный подрыв политической сплоченности правящей части господствующего класса и, следовательно, по­терю им своей политической власти в общекитайском масштабе.
Эта же логика социального конформизма подталкивала Кан Ювэя — крупнейшего реформатора конфуцианства — к подчер­киванию традиционной социальной роли конфуцианства. «Когда в последние годы в Китае поощряется слепое подражание запад­ной политике, обычаям, религии, идеологии, когда отказыва­ются от тысячелетиями устанавливавшейся китайской националь­ной культуры и национального духа — это беспредельное безу­мие, глупейшие поступки, которые лишь приведут к гибели нации и государства». Справедливая критика «слепого подражания» слу­жит здесь лишь дополнительным обоснованием необходимости идеологического единообразия страны как фактора сплочения не только политической элиты, но и всей нации. Отсюда и его пред­ложения, выдвинутые в 1916 г., о восстановлении конфуциан­ства как общегосударственного культа. Мыслитель, так долго ра­товавший за обновление страны и фактически так много сделав­ший для подрыва монопольных позиций официальной имперской идеологии, ищет теперь прежде всего пути сплочения распадаю­щегося господствующего класса. Ищет, но не находит.
Поворот к защите и возвеличиванию традиционных духовных ценностей характерен и для других мыслителей — Ван Говэя, Ян Ду, Сунь Юйцзюаня, Ху Ина, Лю Шипэя, Ли Сехэ, которые до революции в своих «поисках истины» обращались к западной куль­туре. Характерен пример эволюции Янь Фу — одного из первых китайцев, получивших систематическое образование в Европе. Своими переводами трудов европейских ученых он больше дру­гих сделал для пропаганды в Китае европейских научно-техни­ческих достижений, да и самого «западного» образа жизни. Пос­ле революции Янь Фу все больше выступает с критикой запад­ной действительности и пропагандистом конфуцианских традиций. Для него, как и для большинства образованных китайцев, ужасы мировой войны стали одной из причин разочарования в духов­ных и материальных ценностях Европы, а обострение полити­ческого кризиса в Китае, вызванного, как полагали многие из них, отказом от национальных традиций, — другой. «Современ­ный кризис в Китае, — писал Янь Фу, — есть результат падения нравов людей, а священное учение наших предков, имеющее тысячелетнюю давность, — это влага, оживляющая корень буду­щей жизни».
Таким образом, в послесиньхайские годы уже более или ме­нее оформляется консервативное идейное течение, представите­ли которого являлись, если использовать известное выражение К. Маркса, «идеологической составной частью господствующего класса». Это течение было во многом наследником имперской идеологии цинского Китая, что и проявлялось прежде всего в приверженности традиционным духовным ценностям, в том числе и идеям авторитарного правления. Но во многом они (ведущая их часть во всяком случае) исповедовали уже и новые идеи, связан­ные со стремлением обновить Китай, с признанием неизбежно­сти социально-экономических и идейно-политических перемен. Общность идейных позиций представителей этого консерватив­ного национализма не переросла в формирование сплоченного идейно-политического течения, способного стать решающей си­лой в идейно-политических битвах, что было закономерным от­ражением углублявшейся дезинтеграции господствующего класса.
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1112 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика