Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.09.2020, 01:35

Главная » Статьи » История Китая 4



Духовная жизнь - 4
Именно поэтому это консервативное течение находилось как бы в идеологической обороне. Знамением времени было возник­новение, быстрое развитие и активное наступление нового идей­ного течения — так называемого движения за новую культуру, развернувшегося в Пекине и Шанхае в год^т мировой войны. Под лозунгом «Наука и демократия!» это движение объединило наи­более передовую, молодую и образованную часть китайской ин­теллигенции. Участники этого движения представляли действи­тельно новое поколение образованной элиты китайского обще­ства, связанное уже не с системой традиционных экзаменов и службой в бюрократическом аппарате, а с современным образо­ванием (за рубежом и в Китае) и с обслуживанием сферы обра­зования, культуры, буржуазного хозяйства, республиканских уч­реждений. Это было не только новое поколение образованного сословия, но и новая интеллигенция, представлявшая иную со­циальную среду — новые средние слои. Это были патриоты, ост­ро и болезненно переживавшие упадок своей родины, ее бед­ность и отсталость, разнузданность милитаристских режимов, однако видевшие выход из создавшегося положения не в возвра­щении к традиционным ценностям, а в смелом движении впе­ред, в осовременивании своей родины, в модернизации всех сто­рон жизни Китая. Их патриотизм и национализм включали не только принятие свершившихся политических изменений, но и стремление резко ускорить движение Китая вперед, в будущее, на которое они смотрели оптимистически, что во многом опре­делялось признанием и принятием достижений наиболее развитых зарубежных стран (Европы, США, Японии) как образца раз­вития, следуя которому Китай сможет быстро преодолеть свою отсталость, бедность, раздробленность.
Идейным центром «Движения за новую культуру» стал жур­нал «Синь циннянь» («Новая молодежь»), начавший выходить в 1915 г. под редакцией профессора, а позже (с 1917 г.) декана фа­культета гуманитарных наук Пекинского университета Чэнь Дусю. Многие преподаватели и студенты Пекинского универси­тета, включая и его ректора (с 1916 г.) Цай Юаньпэя, были ак­тивными участниками движения. Видную роль в организации и развитии движения сыграли также Ли Дачжао, У Юй, Юнь Дай-ин, Лу Синь, Цянь Саньтун, Лю Баньнун, Чжу Цзиннун, Гао Ихань, Ху Ши, Фу Синянь.
Название журнала — «Новая молодежь» — было символично, отражая надежды лидеров движения на новое поколение китайс­кой интеллигенции и ту действительно большую роль, которую учащаяся молодежь в нем играла. «Новая, патриотически настро­енная, преданная государству и обществу молодежь, — писал в первом номере журнала Чэнь Дусю, — в противоположность ти­пичным для старого общества "хилым и бледным книжникам" должна обладать здоровым духом, стремиться не к обогащению и не к карьере, а к тому, чтобы приносить пользу обществу. Она должна совершенствоваться, развивать свою индивидуальность, бороться за национальную честь и национальное могущество».
«Движение за новую культуру» видело своего основного идей­ного врага в конфуцианстве, рассматривая его как главный идей­ный оплот монархистов и реакционеров. Направляя свою ожес­точенную критику против традиционных идеологических догма­тов, оно вместе с тем целилось в старые политические институты, в сторонников реставрации старых порядков. «Если мы будем стро­ить государство и общество на базе конфуцианских принципов, — писал Чэнь Дусю, — это означает, что не нужно ни республи­канской конституции, ни реформы, ни новой политики, ни но­вого образования, напрасно тогда была пролита кровь за рево­люцию, за парламент и законы. Это означает возвращение к ста­рому режиму». Только что вернувшийся после учебы в Японии Ли Дачжао страстно полемизировал с Кан Ювэем, предложив­шим восстановить государственный культ Конфуция: «Конфу­ций — апологет монархического деспотизма. Конституция — га­рантия свободы современных наций. Как деспотизм исключает свободу, так и Конфуций не оставляет места для конституции. Если Конфуция, апологета деспотизма, втиснуть в современную конституцию, гарантию свободы, то она даст ростки деспотиз­ма, а не свободы». Столь же резко на страницах «Синь циннянь» ставил эту проблему сычуаньский профессор У Юй: «…Без иско­ренения конфуцианских культов немыслимы политические пре­образования и установление республиканского строя».
Вместе с тем в конфуцианстве новая молодежь видела и пре­пятствие для развития образования и науки в Китае, для освое­ния культурных достижений зарубежных стран, без чего, как они полагали, Китай никогда не сможет вырваться из экономичес­кой, политической и культурной отсталости. «Для развития со­временной науки в Китае, для поднятия культуры страны до уров­ня мировой цивилизации, — писал У Юй, — необходимо преж­де всего разгромить реакционную конфуцианскую идеологию». На страницах «Синь циннянь» в статье «О вере» студент Юнь Дайин обрушивался на религию во всех ее формах и на ее апологетов, ибо, как он писал, «тот, кто стремится сохранить слепую веру, препятствует прогрессу и просвещению народа, наносит вред обществу».
Отвергая конфуцианство, участники «Движения за новую куль­туру» отвергали и все традиционные политические порядки. Они выступали горячими защитниками всех завоеваний Синьхайской революции, рассматривая создание республики лишь как начало подлинной демократизации страны. Идеалы подлинной демок­ратии они видели воплощенными на Западе. Особенно их при­влекал образец Французской республики с ее лозунгами свобо­ды, равенства и братства. Пропагандируя эти образцы, авторы «Синь циннянь», стремясь понять причины живучести деспоти­ческих порядков в Китае, объясняли их не только господством конфуцианской идеологии. Так, Чэнь Дусю писал, что демокра­тическое правление «становится невозможным в условиях патриархального общества со всеми свойственными ему консерватив­ными чертами, нарушающими принципы юридического равен­ства и экономические принципы свободного производства». Поэтому он требовал «окончательно уничтожить традиционный бюрократический и автократический режим, тысячелетиями су­ществующий в Китае, и заменить его свободным, независимым народным правлением». Здесь уже явственно звучит требование сломать всю старую социально-политическую структуру, разгро­мить бюрократически организованный господствующий класс. В той же статье Чэнь Дусю проблема подлинной демократии по­ставлена как проблема активной политической роли народных масс: «Единственное и основное условие действительно демок­ратического конституционного правления состоит в том, чтобы подавляющее большинство народа политически осознало свое положение активного хозяина страны. Народ должен создать свое правительство, выработать свои законы и выполнять их, уяснить собственные права и пользоваться ими». Этот новый обществен­ный строй «может развиваться лишь как результат самосознания и самодеятельности большинства народа. В противном случае та­кой строй будет фиктивным или формальным украшением». При всей расплывчатости понятия «народ» здесь представляет инте­рес настойчивое требование «самодеятельности народа», столь необычное и новое для общественно-политической мысли Китая.
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1232 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика