Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 00:25

Главная » Статьи » История Китая 4



Духовная жизнь - 5
В подобном направлении развивается и мысль Ли Дачжао. «Самосознание народа, — писал он, — выражается в борьбе за соз­дание такого общества, которое стоило бы любить. Будет ли го­сударство хорошим или плохим, зависит от людей, от народа, они сами должны создать хорошее, достойное любви государ­ство, китайский народ должен сам решить свою судьбу, и он в состоянии сделать это». Социальный оптимизм Ли Дачжао про­является еще ярче в его статье, посвященной победе Февральс­кой революции в России. Высоко оценивая эту победу и ее влияние на развитие событий в Китае, он писал: «И если ради республи­ки понадобится еще одна революция, народ, не задумываясь, пойдет на любые жертвы, отдаст за нее жизнь». Страстной защи­той самой идеи революционного преобразования общества про­никнута статья профессора Гао Иханя. Полемизируя с антирево­люционными выступлениями Лян Цичао, он писал, что «не было такой революции (если иметь в виду действительно революции, а не путчи), которая не способствовала бы улучшению положе­ния страны».
Выступая за всестороннее обновление китайского общества, участники «Движения за новую культуру» во многом видели смысл и пафос своей борьбы в освобождении личности. В этом требова­нии заключался момент наиболее радикального разрыва участ­ников движения с китайской традицией. Здесь же и наиболее «за­падническая» часть их мировоззрения. Через свободное развитие личности, через создание «нового человека», «новой молодежи» они надеялись построить и новое общество, обновить и возро­дить Китай. И именно на Западе видели они образец общества и государства, деятельность которых, если говорить словами Чэнь Дусю, направлена на «защиту личной свободы, прав и счастья человека». При неизбежной некоторой идеализации Запада бе­зусловной заслугой участников движения было четкое понима­ние связи освобождения личности и обновления общества. Так, обращаясь к китайской молодежи со страниц журнала «Синь цин-нянь», Чэнь Дусю призывал ее «воспитывать в себе прилежание, бережливость, честность, чистую совесть, правдивость и верность. Эти качества способствуют как развитию личности, так и разви­тию всего общества». Боль за униженность рядового китайца зву­чала во многих выступлениях журнала. Профессор Ху Ши, осо­бенно активно выступавший по этим вопросам, писал, что «борьба за свободу и честь личности есть борьба за свободу и честь отече­ства; государство свободы и равенства не создается ничтожной чернью». Писатель Лу Синь, так много делавший для утвержде­ния человеческого достоинства личности своими художествен­ными произведениями, выступал с тех же позиций и как публи­цист, считавший невозможным общественный прогресс без под­линного освобождения человека. Профессор Цай Юаньпэй и другие авторы журнала настойчиво ставили проблемы развития свободы и достоинства личности, стремясь привлечь к ним вни­мание китайской общественности и особенно молодежи.
Составной и важной частью «Движения за новую культуру» являлась так называемая литературная революция, ставившая сво­ей задачей преобразование литературного языка и обновление литературы. Журнал «Синь циннянь» и такие его авторы, как Чэнь Дусю, Ли Дачжао, Лу Синь, Цянь Сюаньтун, Ху Ши, Лю Бань-нун и другие выступали застрельщиками этих преобразований. Им было свойственно понимание огромного общественного значе­ния замены старого языка классической литературы и офици­альной переписки (вэньянь), оторванного от устной речи, новым литературным языком, склад^хвавшимся на основе общенарод­ного разговорного языка (байхуа). Сделать язык книги, газеты, журнала, документа понятным простому человеку значило не только расширить доступность подлинной грамотности для на­родных масс, но и превратить печать и литературу в мощное сред­ство массового идейного воздействия. Эти усилия передовой ин­теллигенции встретили горячий отклик, получили действительно широкую поддержку, отражавшую рост национального самосоз­нания. Об этом свидетельствовало прежде всего широкое распро­странение байхуа в издании газет, журналов, а затем и книг. К 1918 г. в «Синь циннянь» все статьи печатались на байхуа. «Я на­чал писать рассказы в 1918 г., — вспоминал Лу Синь, — когда журнал "Синь циннянь" призывал к литературной революции. Это движение, конечно, теперь отошло в историю литературы, но тогда оно, несомненно, было революционным движением».
«Движение за новую культуру» охватило значительные слои китайской интеллигенции, особенно молодой, поставило перед образованной частью общества острые проблемы обновления стра­ны, нанесло удар по традиционной идеологии и тем самым от­крыло возможности для демократизации сознания передовой ча­сти китайской нации. В определенном смысле его можно рассмат­ривать как завершение китайского просветительского движения, как важный этап становления буржуазно-демократического со­знания. Буржуазного, прежде всего, в том смысле, что оно было тесно связано с капиталистической эволюцией страны, с ее бур­жуазным прогрессом, хотя отнести к апологетам капитализма активных участников и идеологов этого движения вряд ли воз­можно. Проблемы именно экономического развития и его соци­альной направленности (капитализм или некапитализм) участ­ники движения не ставили — по сути дела они перед ними и не стояли: выбор был уже сделан — идти по пути Европы, Японии, США. Был сделан выбор между средневековыми китайскими по­рядками и европейским прогрессом. В этом выборе в пользу евро­пейского прогресса и проявился коренной разрыв передовой ин­теллигенции с традиционным мышлением, по этому вопросу они вели острую полемику с консерваторами, с «реакционными ки­тайскими романтиками», если использовать выражение Ю.М. Гарушянца. Экономическая программа в таком контексте как бы подразумевалась сама собой, как следствие принятия самой идеи «прогресса».
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1084 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика