Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 01:03

Главная » Статьи » История Китая 4



Духовная жизнь - 8
Исходный пункт программы этих преобразований — представ­ление о решающей роли государства во всей жизни общества. Прогрессивные социально-экономические преобразования мыс­лились Сунь Ятсеном как непрерывное возрастание социально-экономической роли китайского национального государства: от отсталой полуколониальной структуры к «смешанной» с взаимо­выгодным партнерством государственного и частного предпри­нимательства и затем переход к государственно-капиталистичес­кой системе без частного предпринимательства, к полной госу­дарственной централизации капиталов. Решить аграрную проб­лему он мыслил также через государственное регулирование. Введение государством единого налога, изымавшего дифференци­альную ренту («в духе Генри Джорджа» — В.И. Ленин), и отме­на всех остальных поборов должны были, по мысли Сунь Ятсена, подорвать традиционную систему эксплуатации крестьянства (ка­зенно-чиновничью, ростовщическую, арендную), способствовать реализации лозунга «Каждому пахарю свое поле». Вместе с тем Сунь Ятсен понимал, что уничтожение традиционной системы эксплуатации и изменение поземельных отношений сами по се­бе не решают проблемы отсталости и нищеты деревни и всей страны. Решение этих проблем он видел в развитии производи­тельных сил деревни (механизация, электрификация, ирригация и т.п.) при поддержке национального государства, быстро реа­лизующего программу индустриализации страны. Решение аграр­ного вопроса, таким образом, трактовалось как интегральная часть общей программы социально-экономической и технико-экономической перестройки Китая.
Огосударствление собственности выступает как основное сред­ство ускорения развития производительных сил страны и как средство преодоления социальных антагонизмов, как средство «добиться счастья для Китая». Социальную систему будущего сам Сунь Ятсен в своих планах называл «социализмом» или ча­ще — «государственным социализмом» и образец подобной сис­темы видел уже осуществленным в Германии. Все это свиде­тельствовало о неясности и противоречивости социального идеа­ла Сунь Ятсена в те годы, который может быть охарактеризован, если использовать выражение С.Л. Тихвинского, как «некий иде­альный государственный капитализм».
Осуществление гигантских планов индустриализации Китая Сунь Ятсен полагал возможным в исторически краткие сроки только при условии получения значительной технической и эко­номической помощи со стороны великих держав. Однако теперешние планы Сунь Ятсена принципиально отличались от преж­них, когда он рассчитывал получить по сути дела благотвори­тельную помощь. Теперь расчет на иностранную помощь строит­ся на принципах взаимной выгоды, на стремлении заинтересо­вать иностранный капитал в развитии такого потенциально огромного рынка как Китай. Такой тип взаимовыгодных отноше­ний мог сложиться, конечно же, лишь при том условии, что Китай будет выступать как равноправный и сильный партнер.
В теоретическом труде Сунь Ятсена военных лет явно преобла­дала разработка сложных перспективных планов переустройства страны, а не выступления на политическую злобу дня. Однако это не означало, что он далек от политических проблем. Скорей всего он полагал, что пути решения политических задач теорети­чески ясны, хотя требуют огромных усилий для их практической реализации. Иное дело коренная социально-экономическая пе­рестройка общества, в область которой все больше и передвига­ется, как он полагал, центр тяжести освободительной борьбы китайского народа. Здесь, он считал, необходима огромная рабо­та не только по концептуальному осмыслению путей переуст­ройства Китая, но и по преобразованию идеологии своих после­дователей, которые будут претворять в жизнь эту программу. Вместе с тем Сунь Ятсен рассматривал свои планы социально-экономической перестройки китайского общества в неразрыв­ной связи с решением неотложных политических вопросов. «Проб­лема эта, — писал он об индустриализации, — будет успешно решена лишь при условии, если мы сохраним за собой право контроля над ее осуществлением, в противном случае она оста­нется нерешенной. Ключ к будущему Китая — к его существова­нию или гибели — и заключен как раз в таком промышленном развитии, при котором мы сохраним право контроля». В этом высказывании, полном патетики, — истолкование Сунь Ятсеном связи экономики и политики, понимание им того, что соз­дание подлинной национальной государственности, свободной от империалистического и милитаристского произвола, является предварительным условием социально-экономического обновле­ния страны. Постепенное осознание взаимосвязи задач националь­но-освободительных и социально-экономических, которые мож­но решить через создание и укрепление национального государ­ства, возглавляемого революционной партией, становлению которой он посвятил свою жизнь, являются характерной осо­бенностью складывавшейся программы Сунь Ятсена.
Усиление национально-освободительных мотивов, поиски но­вых путей демократизации китайского общества, детальная раз­работка программе! социально-экономических преобразований, — вот основные тенденции развития «трех народных принципов» Сунь Ятсена в годы мировой войны. В этой эволюции его идей легко прослеживается стремление максимально использовать все достижения развитых западных стран. Вместе с тем и на но­вом этапе в суньятсенизме сохраняется стремление, сложившее­ся еще в начале века, направить развитие Китая иным, по срав­нению с Европой и Америкой, путем, найти «свое», «китай­ское» решение наиболее быстрой и наименее болезненной мо­дернизации китайского общества.
В острой идейно-теоретической борьбе этих лет Сунь Ятсен активно не участвовал — это был для него своеобразный подго­товительный период перед выходом на арену острой борьбы в послевоенные годы. Вместе с тем его концептуальный подход к проблемам развития Китая не умещался в рамках идейно-тео­ретической борьбы между почвенниками, «реакционными романтиками», с одной стороны, и буржуазно-демократическим, за­падническим движением — с другой. Это объяснялось как про­исхождением его теоретических построений, так и социальной нацеленностью его программы.
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1169 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика