Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 01.10.2020, 06:49

Главная » Статьи » История Китая 4



Духовная жизнь - 9
Эволюция взглядов Сунь Ятсена являла собой непрерывный и плодотворный синтез традиционных и новых, «западных» идей и теорий. Он осознанно стремился к такому синтезу, к ос­мыслению достижений капиталистического мира на базе неко­торых традиционных идейных комплексов. В его работах рас­сматриваемого периода больше всего проявляется стремление со­единить традиционные представления о решающей социально-экономической роли государства с идеями промышленной ци­вилизации и тем самым избежать развития капитализма с его ростом социальных антагонизмов, пойти по пути «государствен­ного социализма». Типологически эта система взглядов может быть обозначена, используя формулировку Ленина (кстати, ана­логичную формулировку давал и П.Н. Милюков), как «народ­ническая». Основные идейно-политические течения рассматрива­емого времени — консервативное, буржуазно-демократическое, народническое — несмотря на существенные, подчас коренные расхождения, во многом все-таки воздействовали на духовную жизнь в общем направлении — они развивали и накаплива­ли патриотический и националистический потенциал, который в полной мере выявился уже на новом историческом этапе. Отражая объективные процессы становления китайской нации, эта идейно-политическая борьба способствовала превращению национализма в детерминирующий фактор общественного раз­вития.
Названные идейно-политические течения были основными, но они, конечно же, не исчерпывали всего многообразия духов­ной жизни страны. Идеологический плюрализм послесиньхайской эпохи, сменивший идеологическую монополию конфуциан­ства, открытость Китая идейным воздействиям более развитых стран, стремление самих образованных китайцев к освоению от­крывшегося им нового духовного мира породили чрезвычайное многообразие и пестроту идейных позиций.
Среди теоретиков, оказавших определенное воздействие на ду­ховную жизнь страны, должны быть названы такие ученики Лян Цичао, как чжан Дунсунь и Лян Шумин, последователи и про­пагандисты интуитивизма Бергсона. Чжан Дунсунь переводил ра­боты Бергсона на китайский язык, посвятил ряд статей фило­софии Канта, Джеймса, Риккерта. Лян Шумин увлекся изуче­нием и пропагандой модернизированного буддизма, читал курс лекций по индийской философии в Пекинском университете. Последователем Бергсона был Чжан Цзюньмай. Среди китайской молодой интеллигенции были последователи почти всех совре­менных западных идейных течений.
Были последователи и антибуржуазных идейных течений. Наи­большее число последователей приобрел анархизм. Первые анар­хистские организации были созданы еще до Синьхайской револю­ции среди китайских эмигрантов во Франции и Японии. В 1911 г. возникает первая анархистская организация в Гуанчжоу, затем в Шанхае, Пекине и некоторых других местах. Успехи пропаганды анархизма в послесиньхайские годы связаны с именем Лю Шифу, начинавшего свою политическую деятельность в качестве соратни­ка Сунь Ятсена по Объединенному союзу. В послесиньхайские го­ды он ведет огромную пропагандистскую работу, стремясь при­влечь под знамена анархизма передовую китайскую интеллиген­цию. Свою пропаганду он рассматривает как распространение идей социализма, ибо «анархизм — это социализм, предусматрива­ющий уничтожение правительства». Со страниц издаваемого им журнала «Миньшэн чжоукань» («Голос народа»), а также других анархических изданий широко распространялись идеи Бакунина, Кропоткина, Прудона, которые оказали значительное влияние на передовую интеллигенцию, хотя ее большинство и не стало анар­хистами. Нашли определенное отражение в этих изданиях и идеи марксизма. В этой связи весьма примечательна полемика, кото­рую вел Лю Шифу в первые послесиньхайские годы с Сунь Ятсе-ном и Цзян Канху.
Лю Шифу активно откликнулся на выступления Сунь Ятсена в 1912 г. по проблемам социализма и подверг эти выступления суровой критике, доказывая, что концепция Сунь Ятсена далека от подлинного социализма. При этом Лю Шифу продемонстрировал неплохое знание «Капитала» К. Маркса. Столь же острой была и полемика Лю Шифу с Цзян Канху — лидером Китай­ской социалистической партии, взгляды которого он рассмат­ривал как более грубое искажение идей социализма, чем теоре­тические построения Сунь Ятсена. Полемика Лю Шифу и Цзян Канху показала вместе с тем, что марксистские идеи были уже известны некоторым идеологам того времени.
Первые китайские анархисты вели большую пропагандист­скую работу среди интеллигенции, пытались найти дорогу и для пропаганды анархических идей среди рабочих, были организато­рами первых профсоюзов и организаторами забастовок. Но вместе с тем их деятельность можно рассматривать в русле общедемо­кратической борьбы против монархической, реакционной идеоло­гии и политики, подрыву которых они, безусловно, содействова­ли. Содействовали анархисты пробуждению и расширению ин­тереса китайской общественности к социализму и марксизму.
При всей теоретической и политической разнородности этих идейных течений в годы войны в большинстве из них просмат­ривается некоторая (на первый взгляд парадоксальная) общность в трактовке социальных идеалов — все они в той или иной мере восходят к традиционным представлениям об идеальном общест­ве будущего (утопии типа датун и т.п.), что в свою очередь об­легчало восприятие европейских идей социализма, с одной сто­роны, и облегчало "китаизацию" этих новых идей — с другой, создавая весьма своеобразную идейную ситуацию.
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1135 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика