Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2020, 23:01

Главная » Статьи » История Китая 4



Движение 4 мая - 1
Глава XIV
КИТАЙ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
(1918-1927)
1. «ДВИЖЕНИЕ 4 МАЯ» 1919 г. И ПОДЪЕМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
Окончание мировой войны, в которую был вовлечен и Ки­тай, с новой остротой выявило основные противоречия китайс­кого общества и прежде всего его полуколониальное положение. Вместе с тем его раздробленность, не позволявшая использовать формально сохранявшуюся национальную государственность для решения национальных задач, стала все более осознаваться как первейшее препятствие национальному возрождению. Вот поче­му в первые же месяцы после окончания войны делаются новые попытки объединения Севера и Юга. Они были стимулированы как обострившимся в годы войны сознанием необходимости пре­одолеть раздробленность страны, так и политическим маневри­рованием держав, в частности нежеланием США и некоторых европейских государств примириться с возросшим влиянием Японии в Китае.
Попытки созвать новую объединительную конференцию предпринимались уже с конца 1918 г. В феврале 1919 г. в Шанхае встре­тились представители пекинского и гуанчжоуского правительств и начали обсуждать пути прекращения военных действий между Севером и Югом, а также меры, необходимые для воссоздания единства страны. Противоречивые милитаристские интересы не позволили конференции добиться каких-либо конструктивных результатов и, прерванная в мае 1919 г., она так и не сумела во­зобновить свою работу. Однако развитие политических событий в стране весной этого же года выявило новые политические и идей­ные факторы, которые в перспективе могли способствовать объе­динению Китая, но уже иными путями, без милитаристов и воп­реки их интересам.
В начале 1919 г. внимание китайской общественности было при­влечено к открывшейся в январе в Париже мирной конферен­ции, на которой Китай, рассчитывая на «благодарность» стран Антанты, предполагал существенно улучшить свои международ­ные позиции. Отражая возросшее общественное давление, ки­тайская объединенная правительственная делегация потребовала ликвидации позорного японо-китайского соглашения от 9 Мая 1915 г. («21 требование») и сфер влияния, возвращения Китаю концессий и таможенной автономии, вывода иностранных войск и т.п. Но прежде всего китайская делегация надеялась на возвра­щение Китаю всех прав и владений Германии в пров. Шаньдун, фактически захваченных в годы войны Японией. Однако китайс­кую делегацию и китайскую общественность ждало глубокое ра­зочарование. Союзники отказались вообще рассматривать вопрос о восстановлении суверенитета Китая, попранного неравноправ­ными договорами, и, поддавшись политическому шантажу со стороны Японии, 30 апреля признали за ней захваченное ею «пра­во» на германское «наследство».
Это циничное решение вызвало взрыв стихийного возмуще­ния в разных городах Китая и в самых различных социальных слоях. Первыми выступили пекинские студенты. 4 мая более 3 тыс. студентов 13 высших учебных заведений Пекина вышли на пло­щадь Тяньаньмынь с требованиями не подписывать Версальский мирный договор, аннулировать «21 требование», изгнать из пра­вительства прояпонски настроенных министров и т.п. Попытки японофильского правительства Дуань Цижуя силой подавить мо­лодежное движение протеста вызвало лишь новую и более широ­кую волну антияпонских и антиправительственных выступлений уже не только в Пекине, но и в Тяньцзине, Шанхае, Нанкине, Чанша и других городах. В майские дни в движении протеста ак­тивно участвовали учащиеся высших и средних учебных заведе­ний. Однако новые правительственные репрессии в начале июня привели к тому, что социальный состав этого антияпонского дви­жения расширился, а центр его переместился в Шанхай, где 4 июня, солидаризируясь с учащейся молодежью, объявили все­общую стачку торговцы, которую поддержали забастовкой шан­хайские рабочие. В патриотическом движении протеста участво­вало примерно 60 тыс. шанхайских рабочих, а затем и рабочие других городов. Они использовали традиционное средство проле­тарской борьбы — забастовку, и это стало принципиально но­вым явлением политической жизни страны.
Массовая кампания протеста заставила правительство отка­заться от подписания Версальского мирного договора, уволить японофильских министров, прекратить репрессии против участ­ников патриотического движения. Все это говорило о его значи­тельном успехе. Однако историческое место «Движения 4 мая» определяется не только этим. Начавшись как стихийный протест, «Движение 4 мая» постепенно принимало черты сознательного антиимпериалистического движения (хотя и направленного в дан­ном случае только против японского империализма), впервые объединившего социально разнородные силы — учащуюся молодежь, буржуазию, рабочий класс. Общенациональный характер подъема был столь значительным, что даже некоторые милитарис­ты (например, У Пэйфу) вынуждены были его поддержать. Хо­тя гнев китайской общественности был направлен в первую оче­редь против японского империализма, активные выступления против Версальского мирного договора и требования восстано­вить суверенитет страны свидетельствовали о том, что сделан важный шаг к сознательной общенациональной борьбе против всей системы колониального гнета.
«Движение 4 мая» было подготовлено всем идейно-политичес­ким развитием страны в послесиньхайские годы, постепенным складыванием мощного потенциала национальной борьбы, все более четким осознанием подлинных национальных интересов. Растущий национальный и националистический потенциал в со­бытиях мая—июня 1919 г. получил свое яркое выражение. Вмес­те с тем само массовое патриотическое выступление стало по­воротным пунктом в идейно-политическом развитии Китая, вы­двинув на первый план проблему национального спасения и с новой остротой поставив вопрос о путях развития и возрожде­ния страны. «Движение 4 мая» как бы завершает просветитель­ское «Движение за новую культуру», свидетельствует о начале активной политизации передовой китайской интеллигенции и об усилении радикальных настроений. На этот поворот, имевший Судьбоносное значение для Китая, во многом повлияла победа Октябрьской революции в России.
Победа Октябрьской революции не могла не привлечь внима­ние радикально настроенных участников «Движения 4 мая» к Опыту Октября, к марксизму. Из среды радикальной интеллиген­ции, из активистов «Движения 4 мая» вышли первые сторонники Марксизма — Чэнь Дусю, Ли Дачжао, Дэн Чжунся, Цай Хэсэнь, Чжан Тайлэй, Пэн Бай, Юнь Дайин и некоторые другие. Осо­бенно большое значение для распространения марксизма в Ки­тае имел переход на марксистские позиции Чэнь Дусю и Ли Дачжао — лидеров «Движения за новую культуру» и «Движения 4 мая», обладавших большим политическим и моральным авто­ритетом среди передовой молодежи.
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1446 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика