Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 01:59

Главная » Статьи » История Китая 4



Реорганизация Гоминьдана - 3
Важнейшим этапом реорганизации Гоминьдана и складыва­ния единого фронта стал I конгресс Гоминьдана, проходивший в Гуанчжоу с 20 по 30 января 1924 г. На конгрессе присутствова­ло 165 делегатов, представлявших более 11 тыс. членов партии. Программа нового, реорганизованного Гоминьдана сформулиро­вана в основном документе конгресса — манифесте, в составле­нии которого принимали участие коммунисты, а также М.М. Бо­родин. Манифест давал обновленную трактовку «трех народных принципов», причем на первый план выдвигалась задача реали­зации принципа национализма в его новой формулировке, ак­центирующей внимание на борьбе против мирового империализма и китайского милитаризма: «Беспорядки в нашей стране созда­ются великими державами, интересы которых в Китае сталкива­ются и которые во имя своих целей истребляют наш народ рука­ми милитаристов». Трактуя принцип народовластия, манифест рассматривает будущее конституционное устройство на основе конституции «пяти властей» — законодательной, судебной, исполнительной, экзаменационной и контрольной. Манифест про­возглашает стремление «избежать недостатков, которые несет с собой парламентаризм», «устранить пороки, присущие системе выборов». Традиционно излагается принцип народного благоден­ствия, включавший прежде всего уравнение прав на землю и идею ограничения капитала.
Трактовка «трех народных принципов» в манифесте, подчер­кивавшая их антиимпериалистическую направленность и анти­капиталистическую окраску, отражала влияние на Сунь Ятсена опыта Октября, влияние его сотрудничества с Коминтерном, китайскими коммунистами, с М.М. Бородиным. Однако эта трак­товка, охотно принятая левыми в Гоминьдане и коммунистами, не поддерживалась влиятельными консервативными, правыми силами в Гоминьдане. Лишь огромный личный авторитет Сунь Ятсена позволил принять манифест и «допустить» коммунистов в Гоминьдан, временно приглушив противоречия этих позиций.
Большое внимание конгресс уделил проблемам партийного строительства. В своем выступлении Сунь Ятсен говорил, что он хотел бы сделать партию Гоминьдан «…такой же хорошо органи­зованной и сильной, как революционная партия России». Он ори­ентировался на создание партии ленинского, большевистского типа с железной дисциплиной и строгой централизацией, с пре­тензией на политическую монополию. В одной из резолюций кон­гресса говорилось, что «…организационным принципом Гоминь­дана является демократический централизм». Большевистская трактовка организационных принципов построения партии до­полнялась установлением особой роли президента (цзунли) партии, обладавшего по существу диктаторскими правами.
Конгресс избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Гоминьдана в составе 41 члена, среди которых было 10 коммунистов. Многие коммунисты заняли руководящие посты в аппарате Гоминьдана, работали в местных организациях. Это и было фактическим образованием единого фронта.
Идейно-теоретическим знаменем единого фронта, всего раз­вивавшегося национально-освободительного движения все боль­ше становится суньятсеновская программа возрождения и осво­бождения Китая, его «три народных принципа». И дело не только в личном авторитете первого президента Китайской республики, а прежде всего в том, что разработанная им программа формули­ровала заманчивые цели и показывала реальные пути их дости­жения. В послевоенные годы Сунь Ятсен продолжает совершен­ствовать свою программу, стремясь сделать ее основным доку­ментом реорганизуемой партии Гоминьдан. Особенно большое значение имел цикл «Лекций о трех народных принципах», про­читанных им в 1924 г.
Сочетание — а не противопоставление — в суньятсенизме идей национального и социального освобождения было сильной сто­роной программы Сунь Ятсена. В лекциях он уделял этому боль­шое внимание, полемизируя, в частности, и по этому поводу с марксистами. Отвергая марксистскую концепцию классовой борь­бы, он видел движущую силу исторического прогресса в «при­мирении интересов громадного большинства общества». Разраба­тывая свой социальный идеал, Сунь Ятсен не без полемической остроты подчеркивал, что «…народное благоденствие — это и есть социализм или, как он по-другому называется, коммунизм». Причем приоритет в формулировании этой идеи социальной спра­ведливости Сунь Ятсен не хочет отдавать не только марксистс­кой, но и вообще европейской мысли, развивая тезис о китайском происхождении этого круга идей. Он связывает происхождение социалистических и коммунистических идей с китайской тради­ционной (во многом конфуцианской) концепцией «великой гар­монии» (датун). Эта традиция имеет за плечами не только тыся­чи лет теоретического развития, но и опыт практического осу­ществления, ибо коммунизм в Китае «…был претворен в жизнь в период Хун Сюцюаня. Экономическая система, создававшаяся Хун Сюцюанем, была системой коммунистической. И это было коммунистической действительностью, а не только теорией».
Говоря о своем социальном идеале, Сунь Ятсен подчеркивал связь времен: «Если все будет принадлежать всем, то наша цель — народное благоденствие — будет действительно достигнута и во­царится мир "великой гармонии", о котором мечтал Конфуций». Обращение к традиционной мысли и традиционной фразеологии отражало не только политические потребности поиска путей к серд­цу и уму каждого китайца, но и определенную эволюцию взгля­дов самого Сунь Ятсена, который в прочитанных лекциях более глубоко осмысливает связь своих идей с традиционной китайс­кой мыслью.
Вместе с тем нельзя не видеть, что некоторая конфуцианизация суньятсенизма означала в то же самое время усиление уто­пического элемента его мировоззрения. Однако эта утопизация мировоззрения Сунь Ятсена существенно не сказалась на его по­литической программе и политике. В Сунь Ятсене своеобразно уживались утопист-мыслитель и прагматик-политик. В послево­енные годы, как и в предшествующие десятилетия своей поли­тической деятельности, Сунь Ятсен демонстрировал здравый смысл, поиск взаимовыгодного компромисса, предпочтение ре­формистских методов решения назревших проблем и четкое по­нимание того, что к насильственным, революционным методам необходимо обращаться только в крайних случаях. Такой соци­альный идеал и такие пути его достижения обладали огромной притягательной силой. Идеи суньятсенизма овладевали массами.
Категория: История Китая 4 | Добавил: defaultNick (30.05.2012)
Просмотров: 1251 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика