Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.10.2020, 06:47

Главная » Статьи » История Китая 5



Гоминьдановский Китай - 2
Конечно, эти большие цифры не должны вводить в заблужде­ние, ибо сопоставление идет с очень низким довоенным уров­нем. Вместе с тем выплавка в 1943 г. 84 тыс. т чугуна и 10,5 тыс. т стали, добыча 6 млн т каменного угля, производство многих ви­дов промышленного оборудования и военного снаряжения сви­детельствовали о заметных изменениях в хозяйственном облике этих отсталых районов, в прошлом почти не знавших фабрично­го производства.
По мере роста промышленности в ней происходили важные структурные изменения, главное из которых — превращение го­сударственного предпринимательства в ведущую и преобладаю­щую силу. Вполне естественно, что в обстановке войны только государственная инициатива, только государственная мобилиза­ция значительных средств могли обеспечивать быстрое строитель­ство военных предприятий, электростанций, металлургических заводов. К концу войны государственный сектор охватывал при­мерно 1/10 часть всех предприятий (534), но его доля составляла около трети продукции, причем на одно государственное пред­приятие приходилось в десять раз больше капиталовложений, чем на одно частное, и каждое государственное предприятие нани­мало в среднем в два раза больше рабочих и служащих, т.е. в руках правительства были наиболее крупные и наиболее техни­чески оснащенные предприятия.
В годы войны быстро росла и частная промышленность, одна­ко частный сектор развивался при поддержке правительства и под его контролем. Правительство оказало значительную финан­совую и техническую помощь предпринимателям, стремясь уве­личить вклад частнокапиталистического сектора в развитие обо­ронной промышленности. Оказывая финансовую и экономичес­кую поддержку (правительственные субсидии, банковские займы, правительственные заказы и т.п.), правительство одновременно расширяло и углубляло свой контроль за частным сектором про­мышленности. Особенно усилилась зависимость частной промыш­ленности от правительства в последние два года войны, когда выявился определенный спад производства, связанный прежде всего с резким усилением инфляции. В этих условиях правитель­ственная поддержка помогла выжить многим частным предприя­тиям, но поставила их в еще большую зависимость.
С целью мобилизации мелкого производства для обеспечения нужд армии и населения правительство всячески поощряло про­мысловую кооперацию, причем ее развитие было взято под госу­дарственный контроль. Развитие кооперативов шло при значи­тельной финансовой поддержке правительства, однако только мелкое ткацкое производство в основном было охвачено коопе­ративами. Это был первый опыт прямого государственного воз­действия на мелкое производство.
Новый и принципиально важный момент в экономической политике Гоминьдана в годы войны — стремление поставить под полный государственный контроль внешнюю и внутреннюю тор­говлю страны. Аппарат государственного контроля стал склады­ваться уже в первые месяцы войны. Создание административного аппарата дополнялось организацией правительственных внешне­торговых компаний, фактически взявших в свои руки почти всю внешнюю торговлю. Закупка и экспорт традиционных продук­тов — шелка-сырца, шерсти, шкур, кишок, чая и т.п. — пере­шли в руки нескольких компаний, объединившихся к концу вой­ны под названием «Фусин». Весь экспорт минерального сырья находился в руках государственного Комитета национальных ресурсов. Импорт также попал под строгий государственный конт­роль. Конечно, в условиях войны и блокады внешняя торговля не играла столь важной экономической роли, как прежде, однако именно в эти годы впервые сложилась в Китае система прави­тельственных организаций, поставивших под свой контроль ки­тайскую внешнюю торговлю, которая прежде была полем без­раздельной деятельности иностранного капитала.
Еще большее значение для экономического развития страны име­ло создание системы государственного контроля за внутренней тор­говлей. Необходимость обеспечения армии продовольствием и сна­ряжением, а также предотвращение голода в неоккупированных районах заставили правительство провести разнообразные мероп­риятия для контроля за рынком. Система регулирования торгов­ли важнейшими потребительскими товарами и товарами произ­водственного назначения складывалась постепенно, по мере на­растания экономических трудностей, не в последнюю очередь связанных с ускорившейся инфляцией. Подход правительства к этой проблеме был чисто эмпирический.
Первоначально наибольшую активность власти проявили в попытках создать административный аппарат контроля за цена­ми, чтобы таким путем приостановить их быстрый рост. Издава­лись законы о торговле по «справедливым ценам», о контроле за ценами, делались попытки их заморозить. Естественно, что ни постановления властей, ни чисто бюрократическая видимость деятельности не могли приостановить инфляцию или улучшить снабжение дефицитными товарами. Лишь постепенный переход правительства к прямому контролю за торговлей важнейшими товарами и создание государственных товарных запасов смогли оказать некоторое воздействие на рыночные процессы.
Первым под строгий государственный контроль была постав­лена торговля жидким горючим. Уже в мае 1938 г. было издано постановление правительства о контроле за покупкой, продажей и всеми запасами жидкого топлива. Позже был введен и конт­роль за торговлей каменным углем. После перехода сбора позе­мельного налога в натуральной форме в руки центрального пра­вительства и введения обязательных закупок зерна в руках госу­дарственных органов оказались значительные запасы товарного зерна. Опираясь на эти запасы, правительство вводит лицензион­ную торговлю зерном. В 1944 г. эта система была уже распростра­нена на 18 провинций и 354 города, в которых было выдано по­чти 26 тыс. лицензий, которые давали право на торговлю зер­ном, но требовали полной отчетности о запасах, объеме продаж, Ценах и т.п. Затем была введена государственная монополия на торговлю хлопком и фабричными хлопчатобумажными изделия­ми. Переход запасов хлопка-сырца в руки правительства позво­лил снабжать хлопком прядильные фабрики в обмен на пряжу, а ткацкие — снабжать пряжей в обмен на готовые ткани, что при­вело к полному государственному контролю за этими отраслями промышленности и за одним из важнейших потребительских то­варов. Под правительственный контроль была передана также тор­говля растительным маслом и бумагой.
Категория: История Китая 5 | Добавил: defaultNick (01.06.2012)
Просмотров: 1236 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика