Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 02:04

Главная » Статьи » История Китая 5



Гоминьдановский Китай - 5
Однако Чан Кайши, естественно, рассматривает «великую гармонию» как весьма отдаленную цель. Ближайшая же цель Чан Кайши — после победы над Японией утвердить тотальное господ­ство гоминьдановского государства во всех сферах жизни китай­ской нации. В области социально-экономических отношений это должно означать, по мысли Чан Кайши, полное огосударствление всей крупной собственности и коллективизацию деревни под государственным контролем, развитие экономики под жестким государственным руководством. Такой тип развития рассматри­вался Чан Кайши как органически присущий Китаю и выте­кающий из особенностей китайской цивилизации, в том числе и из особенностей китайской экономической мысли. «Основными принципами китайской экономической теории, — писал Чан Кайши, используя традиционный термин "цзинцзи" — являются управление деятельностью людей и распределение товаров, а также учение о национальном планировании и народном бла­годенствии. Иными словами, китайская политэкономия есть уче­ние о том, как сделать нацию богатой и сильной».
Эти теоретические построения во многом соответствовали гоминьданрвской политической и экономической практике: отказ от демократических преобразований, подавление оппозицион­ных движений, резкое усиление экономической роли государст­ва и т.п. Эта политика оказывалась направленной не только против КПК, хотя антикоммунизм оставался важным ее эле­ментом, но и против буржуазных и близких к ним социально-политических сил, не принимавших ни политических, ни тем более экономических установок Гоминьдана. Это расхождение буржуазных сил с Гоминьданом во многом было новым явлением в политической жизни Китая. Оно нашло свое выражение в создании политических организаций буржуазно-демократического толка и их нарастающей политической активности.
На первый взгляд это может показаться противоречивым: в предвоенные годы, несмотря на значительное усиление эконо­мических позиций китайской буржуазии, она, судя по политичес­ким реальностям тех дней, не нуждалась в каких-либо полити­ческих организациях вне Гоминьдана, рассматривая его как глав­ного выразителя своих интересов. В годы войны ситуация стала принципиально иной. Гоминьдан все меньше на программном уровне и тем более на уровне практической политики выражал специфические интересы китайской буржуазии, а общенацио­нальный подъем привел к политической активизации буржуазных сил. Поэтому вопреки многим политическим трудностям, свя­занным с репрессивным характером политического режима на гоминьдановской территории, именно в годы войны начинают возникать новые организации и партии или «оживать» старые, в различной мере противопоставляющие себя Гоминьдану.
Показателем этой активизации негоминьдановских политичес­ких сил стало создание Демократической лиги Китая, объеди­нившей мелкие политические организации, которые в отдельно­сти вряд ли смогли бы воздействовать на политическую жизнь страны. Демократическая Лига образовалась в марте 1941 г., а в октябре того же года была опубликована ее программа. Основное внимание в ней уделено проблеме демократизации Китая как важнейшей предпосылке достижения победы в войне сопротив­ления, причем эта задача формулировалась по сути в антигоминьдановском духе — «положить конец однопартийному контролю за государством». Противостояли Гоминьдану и экономические требования Демократической лиги, в которых акцент делался на поддержку свободы предпринимательства, хотя и признавалась ведущая экономическая роль государства. Программные установ­ки и состав руководства Демократической лиги (Чжан Лань, Ло Лунцзи, Чжан Боцзюнь, Шэнь Цзюньжу, Чжан Цзюньмай, Лян Шумин, Хуан Яньпэй, Чжан Дунсунь и др.) ясно указывали на политические и социальные ориентиры объединения буржуазно-демократических элементов, стремившихся занять промежуточ­ное положение между Гоминьданом и компартией, стать «тре­тьей силой», способной сыграть решающую роль в борьбе за бу­дущее переустройство Китая.
Несмотря на эту промежуточность своей идейно-политичес­кой позиции, в реальных политических условиях гоминьдановского Китая буржуазно-демократические силы фактически со­лидаризировались с КПК в критике гоминьдановской автори­тарной власти. Общедемократические тенденции общественной жизни гоминьдановских районов во многом стимулировались и вовлеченностью Китая в международную коалицию антифаши­стских сил. Лозунги борьбы с фашизмом, с агрессией, с между­народной реакцией своеобразным политическим эхом отзыва­лись и на активизации борьбы с гоминьдановским однопартий­ным режимом.
Важным политическим событием жизни Китая явилась отме­на еще сохранившихся неравноправных договоров и соглашений. Уже в октябре 1942 г. американские и английские дипломаты на­чали переговоры с гоминьдановским правительством по этой проблеме, которые завершились подписанием 11 января 1943 г. соответствующих документов. Договорное оформление уже давно назревшего политического шага, хотя в условиях войны и не имевшего практического значения, отражало рост международ­ного авторитета борющегося Китая. Об этом же свидетельствова­ло и признание Китая его союзниками в качестве «великой дер­жавы». Советский Союз полностью одобрял такое изменение меж­дународного статуса Китая. Для империалистических держав это был вынужденный шаг, свидетельствовавший о необходимости для них считаться как с важным значением Китая в борьбе с державами фашистской оси, так и с будущей его ролью в урегу­лировании послевоенн^1х проблем. Вместе с тем эти международ­но-правовые акции имели и большое внутриполитическое зна­чение. Повышая авторитет гоминьдановского правительства, они в то же самое время активизировали демократическое движение, придавали национальному подъему антифашистскую, прогрес­сивную, демократическую направленность.
Противоречивость развития политической обстановки гоминь-дановского Китая в полной мере сказалась на работе VI конг­ресса Гоминьдана в мае 1945 г. Принятые им документы явля­ются определенным компромиссом между Чан Кайши и его бли­жайшим окружением, с одной стороны, и более прагматичной, либеральной частью гоминьдановских лидеров (Сунь Фо, Сун Цзывэнь, Кун Сянси и др.) — с другой. Сказались на решениях конгресса и определенное давление буржуазно-демократических сил, резкая критика со стороны КПК. Поэтому конгресс, при­нимая решения, которые должны были определить будущую политику Китая (например, «Программу промышленной рекон­струкции»), отбросил многие утопические построения своего вождя, хотя и ясно выразил в этих документах претензию Го­миньдана на политическую монополию, а гоминьдановского государства на тотальный контроль за обществом. Отмечая ши­рокую оппозицию чанкайшистской реакционной политике и реакционной утопии вне и внутри Гоминьдана, нельзя забы­вать о прочной поддержке, которую чанкайшистские политика и идеология имели у ряда фракций Гоминьдана, некоторых по­литических группировок, видных политических деятелей (бра­тья Чэнь Лифу и Чэнь Гофу, Чжан Цюнь, Дай Цзитао и др.). Всех их объединяли неприятие буржуазно-демократической пер­спективы развития Китая, ксенофобия, убежденность в превос­ходстве китайской культурной и политической традиций и, глав­ное, желание отстоять свои групповые интересы, которые они стремились отождествить с национальными. Чанкайшистская утопия была их знаменем.
Категория: История Китая 5 | Добавил: defaultNick (01.06.2012)
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика