Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 00:55

Главная » Статьи » История Китая 5



Социально-экономическая политика - 1
Социально-экономическая политика нанкинского правительства
Придя к власти, Гоминьдан заявил о стремлении проводить социально-экономическую политику в духе учения Сунь Ятсена. Однако выработать программу обоснованных экономических и социальных мероприятий, которая могла бы стать основой прави­тельственной политики, Гоминьдану в эти годы так и не удалось, хотя подобные попытки и предпринимались. Политика правитель­ства практически исходила не из концептуальной социально-эко­номической программы, а скорее прагматически складывалась под воздействием целого ряда разнородных факторов. И прежде всего это интересы укрепления гоминьдановского государства и его пра­вящей группы — гоминьдановской военно-партийной верхушки и крупной шанхайской буржуазии. Вместе с тем большую роль играли и внешние по отношению к этой политике факторы: вой­на за объединение, борьба с коммунистическим движением, аг­рессия японского империализма, мировой экономический кри­зис. При всем этом социально-экономическая политика прави­тельства может быть охарактеризована в первую очередь как националистическая и как таковая она имела значительную под­держку в различных слоях китайского общества.
Главной особенностью этой политики была все возраставшая роль государства в экономическом строительстве. Объяснялось это, вероятно, совпадением многих причин. Прежде всего можно на­помнить о традиционно большой роли китайского государства в регулировании социально-экономических процессов. Немалое значение имело влияние суньятсеновских представлений о реша­ющей роли национального государства в обеспечении экономи­ческих преобразований. Наконец, межвоенные годы были време­нем повсеместного усиления регулирующей роли государства в хозяйственной жизни. Причем речь идет не только о решающей роли активной правительственной экономической политики в выходе из глубокой депрессии (например, США, Германия), но и о попытках некоторых слаборазвитых стран (например, Тур­ции, Мексики) вырваться из отсталости. В какой-то мере эти эта­тистские тенденции стимулировались и советским опытом пла­нового проведения форсированной индустриализации. Этатистс­кая политика ощущалась как веление времени.
Активная этатистская экономическая политика гоминьданов-ского правительства имела значительную поддержку китайской общественности, что и позволило столь успешно провести вос­становление таможенной автономии, а затем и радикально воз­действовать, используя ее, на развитие внутреннего рынка: пос­ле введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще четырежды существенно повышало ввозные пошлины, осо­бенно на потребительские товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить «свой» рынок от иностран­ной конкуренции. Развитию национального рынка способство­вало и решение правительства (17 мая 1930 г.) о ликвидации внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).
Одним из наиболее значимых экономических мероприятий бы­ло создание государственной банковской системы. Начало ей по­ложено основанием в 1928 г. Центрального банка Китая, соз­данного исключительно на правительственные средства, без учас­тия частного национального или иностранного капитала. Одно­временно превращены в смешанные путем внесения правитель­ственного пая в капитал два старых банка — Банк Китая и Банк коммуникаций. Впоследствии правительство организовало Крестьянский банк. Эти банки стали важным правительствен­ным рычагом воздействия на экономику страны, позволив преж­де всего постепенно пойти по пути реформирования денежной системы. Проводя политику унификации денежного обращения, правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на изготовление монеты и запретило хождение серебра в слитках (ляны). А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки была объявлена радикальная валютная реформа — с этого времени единственным законным платежным средством становились банк­ноты правительственных банков, все остальные банки, включая и иностранные, теряли право денежной эмиссии и их банкноты обменивались на банкноты Центрального банка, а их наличное серебро в монетах и слитках также подлежало обмену. В целом по стране реформа была осуществлена за два года, хотя в Шан­хае, главном экономическом центре страны, а также в несколь­ких провинциях, надежно контролировавшихся нанкинским пра­вительством, ее удалось осуществить гораздо быстрее. Резуль­татом денежной реформы было укрепление положения нацио­нальной валюты и общая стабилизация китайского денежного рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии китайской экономики. Вместе с тем после ноября 1935 г. существенно воз­росли возможности воздействия гоминьдановского правительства на экономическую жизнь страны.
Так, правительство теперь сумело взять под свой контроль систему сберегательных банков и страховых обществ. В 1936 г. с учетом государственных вложений в частные банки правительство держало в своих руках уже 49% общего капитала банков современ­ного типа и 61% их активов. В изменившейся ситуации в дея­тельности правительственных банков появляются новые тенден­ции: они предпринимают попытки включиться в промышленное предпринимательство, железнодорожное строительство, в созда­ние пароходных компаний, привлечь частный капитал к совмест­ной предпринимательской деятельности.
По мере укрепления власти нанкинского правительства уве­личиваются его претензии на регулирование экономической жиз­ни страны. И не только через банковско-финансовые рычаги, но и прямым административным путем. Постепенно в рамках нанкинского правительства складывается аппарат экономического контроля и регулирования, в недрах которого вызревают кон­цепции планирования экономического развития. Делалось это в рамках суньятсеновской традиции и не без прямого воздействия опыта советских пятилеток. К определенному плановому регули­рованию подталкивали гоминьдановскую администрацию и се­рьезные экономические трудности, вызванные влиянием миро­вого экономического кризиса 1929—1933 гг. на Китай. Правитель­ство проводит ряд мероприятий антикризисного регулирования в спичечной, цементной, сахарной, шерстоткацкой, угольной и некоторых других отраслях промышленности, наиболее постра­давших от кризиса. Направленные прежде всего на стимулирова­ние национального капитала, все эти мероприятия вели в то же время к постепенному складыванию государственного сектора, к созданию довольно сильного механизма государственного вме­шательства, к зарождению некоторых предпосылок монополиза­ции важных отраслей производства.
Вмешательству правительственных банков и правительствен­ного аппарата в экономическую деятельность сопутствовала и личная уния гоминьдановской верхушки и представителей круп­ного китайского капитала: с одной стороны, в состав руковод­ства правительственных банков и экономических организаций вошли многие видные предприниматели, а с другой стороны, многие гоминьдановские чиновники стали руководителями част­ного бизнеса. Наибольшую активность в этом взаимопроникно­вении проявили семьи Сун Цзывэня и Кун Сянси — двух видных гоминьдановских и правительственных деятелей, вышедших из крупных финансовых кланов. Этот процесс сращивания бизнеса и партийно-правительственной администрации вел вместе с тем и к росту коррупции на всех уровнях государственного управления.
Категория: История Китая 5 | Добавил: defaultNick (01.06.2012)
Просмотров: 1153 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика