Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 02:01

Главная » Статьи » История Китая 5



Социально-экономическая политика - 2
Политика гоминьдановского правительства по отношению к наиболее развитым секторам экономики может быть охарактери­зована как эффективная. Достаточно сказать, что в «нанкинское десятилетие», когда промышленное производство в капиталис­тическом мире в лучшем случае топталось на месте, в Китае на­блюдался заметный промышленный прогресс. Так, производство 15 основных отраслей выросло в 1936 г. по сравнению с 1926 г. на 86%, т.е. среднегодовой прирост промышленной продукции рав­нялся 6,4%. При этом важно подчеркнуть, что рост этот произо­шел в основном за счет деятельности национального капитала, вложения которого в промышленность выросли только за три предвоенных года на одну треть. В эти годы усиливается тенден­ция национального капитала к концентрации, увеличивается роль крупного национального капитала в промышленности, склады­ваются первые промышленные группировки монополистическо­го характера (текстильные предприятия группы Жун Цзунцзиня, химические компании «Цзюда» и «Юнли», цементная компания «Цисинь» и др.).
Еще более активно реагировал на экономическую политику правительства китайский банковский капитал, существенно ук­репивший свои позиции на китайском рынке. Общее число ком­мерческих банков увеличилось с 69 в 1927 г. до 174 в 1937 г. при значительном росте их активов и прибылей. Усилилась и концент­рация китайского банковского капитала, выросло экономичес­кое влияние наиболее крупных частных банков. Так, в 1935 г. на долю 14 коммерческих банков приходилось примерно 80% всех ресурсов коммерческих кредитных учреждений страны.
Значительный рост государственного и частного банковского капитала сопровождался постепенным «осовремениванием» де­нежного рынка, ослаблением роли традиционных кредитных ин­ститутов — меняльных контор, ломбардов, мелких банков. В пред­военное десятилетие их число сократилось в два раза. Особенно сильный удар нанесла им денежная реформа 1935 г., прекратив­шая обращение серебра, сделками с которым в основном и за­нимались эти учреждения.
Активно сказалась правительственная экономическая полити­ка на развитии транспортной инфраструктуры. Была создана на­циональная гражданская авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширился национальный паровой флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженность железных дорог и их грузооборот. Характерно, что в новых усло­виях железные дороги строились уже на 2/3 на китайские капи­талы (прежде на национальный капитал приходилось лишь ме­нее 1/10 вкладов в это строительство).
Серьезные изменения произошли и в характере внешней тор­говли Китая. Под влиянием протекционистской политики гоминьдановского правительства, а также под воздействием общего эко­номического оживления значительно изменился импорт. Ввоз потребительских товаров и продовольствия — этих традицион­ных для предшествующих десятилетий предметов импорта — резко сократился. Так, ввоз хлопчатобумажных тканей снизился в 10 раз! С другой стороны, ввоз машин более чем удвоился. Мировой экономический кризис и потеря Маньчжурии резко сократили китайскую внешнюю торговлю. Однако весьма примечательны последующие изменения в товарообороте — происходит посте­пенное снижение ввоза при постепенном росте вывоза товаров, т.е. уменьшается пассив торгового баланса, так болезненно ска­зывавшийся на экономическом развитии Китая.
Наконец, социальная эффективность гоминьдановской поли­тики во многом проявилась в функционировании иностранного капитала. Борьба с системой неравноправных договоров, которая прежде всего и давала привилегии иностранному капиталу, уси­ление позиций китайского национального капитала, расшире­ние гоминьдановского государственного регулирования эконо­мики и государственного предпринимательства уменьшили при­влекательность китайского рынка, привели к определенному уменьшению притока иностранного капитала, к увеличению вы­воза прибылей вместо их реинвестирования (что было характер­но прежде для китайского рынка) и даже к репатриации иност­ранных капиталов. Все это означало ослабление позиций иност­ранного капитала в гоминьдановском Китае. Однако оценка этого явления не может быть однозначной. Выдвигая свои планы эко­номической реконструкции, нанкинское правительство в соот­ветствии с суньятсеновской доктриной рассчитывало получить иностранную финансовую помощь. В «нанкинское десятилетие», однако, правительству удалось получить иностранных займов лишь на ничтожную сумму в несколько десятков миллионов ам. дол. Уменьшился ввоз и частного капитала. Все это, усиливая пози­ции национального капитала, в то же самое время означало про­вал расчетов нанкинского правительства на получение значитель­ной иностранной помощи.
В рамках общей гоминьдановской националистической соци­ально-экономической политики может быть правильно оценена и политика Гоминьдана в рабочем вопросе. Расправляясь с наи­более революционными элементами рабочего класса, поддержи­вавшими КПК, гоминьдановский режим вместе с тем основной упор сделал на реформистских методах воздействия на рабочий класс. Более того, утверждаясь у власти в масштабах всей страны, Гоминьдан стремился полностью взять под свой контроль и ра­бочее движение и стремился сделать руководимое им рабочее дви­жение и рабочие организации одной из социальных опор своей националистической политики. Во многом Гоминьдан преуспел в этом отношении. Опираясь на свою руководящую роль в рабо­чем движении на предшествующем историческом этапе и пользу­ясь левацкой политикой КПК, Гоминьдан прилагает большие усилия по налаживанию контроля за рабочим движением, идя при этом кое в чем навстречу интересам рабочего класса. И прежде всего в рабочем законодательстве. Принятое Гоминьданом рабо­чее законодательство определяло основные условия труда рабо­чих, ограничивало рабочее время, устанавливало минимальную зарплату, признавало право рабочих на организацию, право на забастовки, право на заключение коллективных договоров, пра­во рабочих на участие в управлении предприятиями и на участие в прибылях. Можно сказать, что были приняты законы, фикси­ровавшие требования, за которые рабочие боролись на предыду­щем этапе. И хотя это законодательство охватывало только мень­шинство рабочего класса, оно для условий полуколониальной страны того времени было, безусловно, весьма прогрессивным. Несмотря на то, что в основу деятельности руководимых Гоминь­даном профсоюзов положена суньятсеновская концепция сотруд­ничества труда и капитала и что эти профсоюзы были прежде всего политическим орудием Гоминьдана, они были вынуждены руководить экономической борьбой рабочих, особенно на инос­транных предприятиях, активно участвовать в антиимпериалис­тических политических акциях. Все это сделало профсоюзы зна­чительной социально-политической силой в городах, укрепило социальные позиции гоминьдановского режима.
Категория: История Китая 5 | Добавил: defaultNick (01.06.2012)
Просмотров: 1104 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика