Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.10.2020, 05:55

Главная » Статьи » История Китая 5



Социально-экономическая политика - 3
Все вышесказанное заставляет сделать вывод, что гоминьдановская политика по отношению к более передовым, прежде всего «городским», секторам народного хозяйства и по отношению к национальной буржуазии и рабочему классу в определенной мере была эффективной, ибо вела к увеличению производства и эко­номической активности этих секторов, укреплению позиций на­ционального капитала, к нейтрализации рабочего класса и даже к завоеванию поддержки со стороны его некоторых слоев. Этого нельзя сказать о гоминьдановской политике в деревне — там ее социально-экономический эффект был ничтожен.
В «нанкинское десятилетие» гоминьдановский режим пытался проводить в деревне политику, провозглашавшуюся Гоминьда­ном в годы Национальной революции и выработанную еще Сунь Ятсеном. В ее основе лежала концепция регулирования, а не ра­дикального изменения аграрных отношений в деревне и приори­тет материально-технических изменений перед социальными. Аг­рарный закон, объявленный в июле 1930 г. (и вступивший в силу через шесть лет), а также другие законодательные акты по аграр-но-крестьянскому вопросу декларировали ограничение арендной платы до 37,5% собранного арендатором урожая, защиту интере­сов арендатора (приоритет в покупке арендуемой земли, за­прещение субаренду: и т.п.), административное регулирование отношений землевладельца и арендатора, право на создание крес­тьянских союзов, установление потолка землевладения, прогрес­сивное налогообложение на излишки земли и т.п. Таким обра­зом, это была программа медленной аграрно-капиталистической эволюции, рассчитанная на сдерживание социальных конфлик­тов, на «умиротворение» деревни.
Однако эта программа в жизнь проводилась с трудом, ибо ее реализация требовала все-таки политического вмешательства вла­сти на «деревенском» уровне, а гоминьдановский режим для этого реальной силой не располагал. Примечательно, что нанкинское правительство еще в 1928 г. отказалось в пользу местных властей от сбора поземельного налога — важнейшего традиционного ис­точника доходов китайских правительств, ибо оно не располага­ло реальной властью на местах, столь необходимой для сбора та­кого налога.
Слабость аграрных преобразований правительство пыталось компенсировать рядом мероприятий, рассматривавшихся как «аг­рарная реконструкция»: введением системы круговой поруки (бао-цзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных от­раслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением не­которых мероприятий по улучшению здравоохранения и образо­вания, помощью в создании различных форм кооперации. О вли­янии этих мероприятий говорит тот факт, что продукция сельского хозяйства росла не более чем на 1% в год (хотя на производстве и экспорте хлопка, чая и шелка эти мероприятия сказались более заметно: за первую половину 30-х гг. экспорт чая вырос в восемь раз, шелка-сырца в два раза, а производство хлопка увеличилось в 2,5 раза). В рассматриваемое десятилетие, таким образом, опреде­ленный рост производительных сил деревни позитивно сказался и на некотором росте благосостояния крестьянства. В памяти крес­тьянства это десятилетие осталось как относительно благополучное.
Недостаточная экономическая эффективность этой политики дополнялась неэффективностью социальной: Гоминьдан не су­мел получить активной поддержки ни господствующих слоев де­ревни, ни простых тружеников. Более того, в первые годы уста­новления гоминьдановского режима в некоторых районах круп­ные землевладельцы открыто выступали против гоминьдановской политики в деревне, даже были случаи убийства присылаемых Нанкином чиновников, руководителей местных гоминьдановских организаций. Это была своеобразная реакция «справа» на ре­формистскую политику Гоминьдана. Все это существенно ослаб­ляло гоминьдановский режим.
Социальная природа гоминьдановской власти
Социальная природа складывавшейся гоминьдановской власти определялась тем, что нанкинское правительство в тот период выражало и представляло интересы классового союза крупной (прежде всего шанхайской) буржуазии с новыми (а частично и со старыми) милитаристами под гоминьдановским националис­тическим знаменем. Вместе с тем нанкинское правительство стремилось сохранить Гоминьдан как широкую социально-поли­тическую коалицию в качестве своей социальной опоры, стре­милось с помощью националистических лозунгов всемерно рас­ширить социальные основы своей власти.
В течение «нанкинского десятилетия» социальная природа гоминьдановской власти претерпевает некоторые изменения. Шан­хайской крупной буржуазии не удалось подчинить себе гоминь-дановское правительство, превратить его в «комитет по управле­нию делами буржуазии». Она оказалась слабой в политическом и экономическом отношениях. Многомиллионная масса сель­ских обуржуазивающихся и традиционных эксплуататоров, эконо­мически полностью господствовавшая в китайской деревне и потенциально обладавшая огромной политической силой, с кото­рой правящая гоминьдановская прослойка была связана своим происхождением, из-за своей социальной и политической аморф­ности тем более была не способна поставить себе на службу новый режим. Гоминьдан и гоминьдановский режим в «нанкинское десятилетие» выражали интересы капиталистического разви­тия Китая, и их политика была направлена на защиту частного собственника от посягательств неимущих (что и нашло свое вы­ражение, в частности, в войне с советским движением). Одна­ко постепенно влияние китайской буржуазии на режим падает, гоминьдановский режим приобретает все возрастающую автоно­мию от породивших его социальных сил и все больше отдает приоритет в своей политике интересам правящей бюрократии.
В ослаблении буржуазного воздействия на гоминьдановскую политику — особенность ускорившейся капиталистической эво­люции в эти годы. Другая особенность — постепенное социаль­ное обособление правящей гоминьдановской элиты в результате сращивания верхушки партийного, военного и административ­но-хозяйственного аппаратов, имевшей собственные групповые социальные интересы, не всегда совпадавшие с интересами бур­жуазии. К концу рассматриваемого периода социальную при­роду гоминьдановского режима можно уже скорее определить как военно-бюрократическую по основной тенденции своего раз­вития.
Категория: История Китая 5 | Добавил: defaultNick (01.06.2012)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика