Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 00:12

Главная » Статьи » История Китая 5



Утверждение власти Гоминьдана - 2
В этих новых условиях проходил в ноябре 1931 г. объедини­тельный iv конгресс Гоминьдана. Объединение происходило на националистической и антикоммунистической основе. Результа­том политического компромисса явилось образование в январе
1932 г. нового Национального правительства, которое возглавил Ван Цзинвэй. За Чан Кайши остался пост главнокомандующего НРА. Компромисс не устранил ни политической борьбы внутри Гоминьдана, ни притязаний на самостоятельность милитаристов. В Нанкине борьба шла прежде всего между группировками Ван Цзинвэя и Чан Кайши, границей между которыми все больше делается вопрос об отношении к японской агрессии. Постепенно паназиатская и японофильская ориентация Ван Цзинвэя, прояв­лявшаяся в том числе и в уступчивости нанкинского правитель­ства японским притязаниям, вызывает все большее сопротивле­ние в Гоминьдане. Это отчетливо выявилось на V конгрессе Го­миньдана в ноябре 1935 г., где Чан Кайши под лозунгами национального единства и сопротивления удалось существенно укрепить свое положение. Вскоре после конгресса Ван Цзинвэй был вынужден уйти с поста председателя правительства и по­кинуть Китай. Во главе национального правительства вновь ока­зался Чан Кайши.
К этому же времени относится и подчинение Нанкину про­винций Гуанси, Гуйчжоу, Цзянси, Сычуань. Таким образом, к середине 30-х гг. Гоминьдану удалось объединить под властью Национального правительства почти все провинции и несколько сплотить собственные ряды. Консолидация гоминьдановского ре­жима во многом оказалась связанной с выдвижением на авансце­ну политической борьбы Чан Кайши — талантливого политика и военачальника.
Вступив в политическую игру без собственной политической программы, без большой поддержки внутри Гоминьдана, но имея значительное влияние в армии, Чан Кайши стремился действовать как примиритель и объединитель враждующих группировок, вы­ступить как фигура компромиссная. Постепенно он выдвигается на политической арене как последовательный носитель идеи на­ционального и партийного единства, как представитель нацио­налистических кругов китайского общества. Путем гибкого по­литического лавирования Чан Кайши удалось номинально объ­единить страну и объединить Гоминьдан, добиться перед лицом японской агрессии и угрозы со стороны КПК ликвидации по­литического хаоса в стране, прекращения «войны всех со все­ми». И это сделало его наиболее политически влиятельной фигу­рой в Китае к концу «нанкинского десятилетия».
Вместе с тем сложившаяся структура гоминьдановского режи­ма даже к середине 30-х гг. политически была чрезвычайно сла­бой и уязвимой. Центральный государственный аппарат только начинал складываться, а местный попрежнему оставался ста­рым, в основном милитаристским. Гоминьдан фактически был конгломератом разнородных фракций и группировок, прочно не связанных ни сильной политической организацией, ни объеди­няющей идеей и программой. Существенно меняет облик Го­миньдана и гипертрофированная политическая роль армии. Это сказывается как в перенесении в партию военных методов реше­ния политических разногласий, в забвении демократической про­цедуры, в усилении автократического начала, так и в прямом сращивании партийного и военного аппаратов. Повышение по­литической роли военного фактора отнюдь не свидетельствовало о боевой мощи НРА. Скорее наоборот, военная слабость НРА отчетливо проявилась в столкновениях с японской армией и с вооруженными силами КПК.
Слабостью режима было и отсутствие мощных идеологичес­ких скреп. Буржуазный прагматизм формировавшейся гоминьдановской власти, эрозия суньятсеновских принципов, верхушечный характер политических комбинаций вели к потере Гоминь­даном влияния в массах, к ослаблению внутренних идейно-по­литических связей. Гоминьдановское руководство ощущало это и по-своему пыталось реагировать, усиливая пропаганду офи­циально суньятсенизма. Эта официальная идеология претерпевает в рассматриваемые годы определенные изменения, происходя­щие в основном в русле традиционалистской интерпретации идей Сунь Ятсена, предпринятой еще в середине 20-х гг. Дай Цзитао. Теперь на роль главного идеолога претендует Чэнь Лифу, фило­соф и министр просвещения в правительстве Чан Кайши, во мно­гом продолжающий линию Дай Цзитао. Он разрабатывает кон­цепцию «философии жизни», которую мыслит как официальную идеологию Гоминьдана, как развитие идей Сунь Ятсена на базе традиционных моральных ценностей. Эта концепция легла в ос­нову «Движения за новую жизнь», начало которого было офици­ально провозглашено Чан Кайши в феврале 1934 г. Эта обще­государственная кампания ставила своей целью обновление и укрепление Китая через восстановление традиционных конфуци­анских моральных ценностей. «Движение за новую жизнь» долж­но было, по мысли его инициаторов, приучить каждого китайца к соблюдению таких традиционных ценностей, как ли (ритуал), и (справедливость), цянь (скромность), чи (стыдливость). Боль­шое значение придавалось пропаганде конфуцианского понятия сяо (уважение к старшим), упрочению трудовой этики, развитию чувства патриотизма и готовности защищать родину.
При всей очевидной благочестивости намерений инициато­ров «Движения за новую жизнь» в конкретных условиях середи­ны 30-х гг. оно не могло дать значительных результатов. Вместе с тем вэти же годы растет интерес руководства Гоминьдана не только к этико-моральным аспектам. Суньятсеновская соци­ально-экономическая программа вновь начинает привлекаться к обоснованию гоминьдановской политики.
Слабость гоминьдановской политической структуры сущест­венно сказалась на попытках проведения националистической программы во внешней политике, в экономике, в сфере соци­альных отношений.
Категория: История Китая 5 | Добавил: defaultNick (01.06.2012)
Просмотров: 1151 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика