Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.10.2020, 05:08

Главная » Статьи » История Китая 6



Культурная революция - 4
 «Захват власти» происходил под выдвинутым Мао Цзэдуном лозунгом создания новых органов власти по типу Парижской ком­муны. Можно только гадать — было ли это проявлением роман­тического революционаризма Мао Цзэдуна, однако очень скоро стало ясно, что без поддержки военных «бунтари» не способны захватить власть, а там, где она оказывалась в их руках, всякая власть исчезала, растворяясь в междоусобной борьбе среди самих «бунтарей», в противостоянии «левых» и «правых». В результате движения за «захват власти» страна была поставлена на грань ха­оса и анархии.
Результатом сложившейся ситуации могло быть только уста­новление в стране военного контроля. Таким образом, вместо провозглашения безбрежной демократии дело шло к утвержде­нию военно-бюрократической диктатуры Мао Цзэдуна, в распо­ряжении которого оставалась единственная организованная сила в обществе — НОАК. Именно армия сыграла решающую роль в «захвате власти».
В конце января 1967 г. «левые», оценив положение, провели политический маневр, заменив призыв к созданию органов вла­сти по типу Парижской коммуны лозунгом образования «ревко­мов», основанных на «соединении трех сторон». Это предполага­ло вхождение в их состав представителей «революционных левых группировок» (хунвэйбинов и цзаофаней), военных, взявших на себя основную роль в создании ревкомов, а также избежавших пока репрессий деятелей прежнего партийно-государственного аппарата. Таким образом, был достигнут компромисс между груп­пировкой «левых», получивших легальную возможность непо­средственно влиять на положение дел в стране на всех уровнях государственного руководства, фракцией «старых кадров», кото­рые продолжали упорное сопротивление, и армией, ближе всего продвинувшейся к реальной власти в обществе. Создание ревко­мов свидетельствовало также о коренных изменениях в полити­ческом механизме КНР, утверждении маоистской «модели ком­мунизма» и в этой сфере общественной жизни.
По замыслу инициаторов их создания, ревкомы были призва­ны заменить прежние конституционные органы власти снизу до­верху, включая и партийные комитеты. Однако процесс их фор­мирования растянулся на полтора года вследствие сопротивле­ния этому курсу и был завершен только осенью 1968 г.
В феврале 1967 г. в обстановке продолжающегося «захвата вла­сти» против «культурной революции» открыто выступила группа высших деятелей КПК. На совещании, состоявшемся в Пекине, член политбюро ЦК Тань Чжэньлинь охарактеризовал «культур­ную революцию» как курс, результатом проведения которого может быть только разгром партии, создание обстановки хаоса и экономической разрухи в стране. Он потребовал также снять об­винения с Лю Шаоци, Дэн Сяопина и других представителей «прагматиков». По сути дела, он обвинил членов «Группа: по де­лам культурной революции» в осуществлении контрреволюци­онного переворота. Это было тяжкое обвинение, однако это вы­ступление не могло достичь цели, поскольку за членами этой группы стоял сам Мао Цзэдун.
Результатом «февральского противотечения» стало лишь уси­ление репрессий против кадровых работников всех уровней, вклю­чая и тех, кто не помышлял о сопротивлении «культурной рево­люции» и пытался всеми силами проводить в жизнь политику Мао Цзэдуна.
Тем не менее оппозиция не оставляла попыток противодей­ствия политике Мао Цзэдуна. Ее непосредственной целью было подавление наиболее активных хунвэйбиновских группировок, действовавших под контролем пекинской «Группы по делам куль­турной революции». Под старым лозунгом Мао Цзэдуна «деревня окружает города» в деревне, где «культурная революция» про­водилась менее активно, стали создаваться вооруженные кре­стьянские отряды на базе народного ополчения, которые вво­дились в города для поддержки местных властей. Причем зачас­тую активную роль в их организации играли местные армейские структуры, ощущавшие себя прежде всего частью регионально­го истэблишмента и по этой причине саботировавшие указания из центра.
Наиболее широкий размах столкновение между сторонника­ми Мао Цзэдуна и оппозицией приняло в июле 19б7 г. в Ухане. Здесь руководитель уханьского военного округа, ветеран НОАК Чэнь Цзайдао открыто принял сторону провинциального партий­ного руководства, укрыв его от преследований хунвэйбинов в расположении командования округом. Одновременно военные прибегли к репрессиям в отношении тех организаций хунвэйбинов, чья деятельность направлялась из Пекина. Всего было арес­товано до 50 тыс. человек. Наряду с этим местные партийные ру­ководители инициировали создание собственной хунвэйбиновской организации, названной «Миллион героев», действительно включавшей около миллиона человек. Ее костяк составляли чле­ны народного ополчения города. Направленные из столицы ру­ководители, включая министра общественной безопасности, были подвергнуты аресту. В этой критической ситуации Линь Бяо по указанию Мао Цзэдуна перебросил в Ухань верные воздушно-десантные части, к городу были направлены корабли речной фло­тилии. Кризис в Ухани едва не стал прологом кровопролитной гражданской войны, хотя в определенном смысле гражданская война уже охватила страну. Мятеж в Ухани был подавлен и за­вершился репрессиями в отношении как военного, так и партийного руководства.
К осени 1967 г., в сущности, перестали действовать все регио­нальные бюро ЦК, прекратили работу провинциальные, город­ские, уездные партийные комитеты, была парализована деятель­ность партийных структур на производстве. Исключение состави­ли лишь партийные организации в армии. Политбюро ЦК КПК прекратило свою деятельность еще раньше и было заменено «Груп­пой по делам культурной революции». Произошла повсеместная ликвидация органов государственной власти на местах.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 1252 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика