Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2020, 22:48

Главная » Статьи » История Китая 6



Политика "трех красных знамен" - 2
Летом 1958 г. под лозунгом «три года упорного труда — десять тысяч лет счастья!» весь Китай был мобилизован для участия в «большом скачке». Огромные массы народа были собраны для осуществления амбициозных ирригационных проектов. Собственно говоря, в этой области «большой скачок» начался еще осенью 1957 г., когда в ноябре на ирригационные работы было направ­лено более 60 млн человек, а в январе 1958 г. — уже около 100 млн. В отдельные дни на сооружение водохранилищ выходило до 150 млн человек. Эти усилия были продолжены летом 1958 г. Сам Мао Цзэдун выезжал для участия в создании водохранилища в 30 км севернее Пекина, невдалеке от могильного комплекса минской династии. Заниматься физическим трудом были обязаны не толь­ко рабочие и крестьяне, но и представители высшей партийно-государственной номенклатуры. Поработав полчаса, Мао Цзэдун отложил в строну лопату, однако пропагандистское значение этой акции было велико: все китайские газеты напечатали фотогра­фии Председателя ЦК КПК, копающего землю.
Для повышения урожайности использовались нетрадиционные методы обработки земли, в частности глубокая вспашка, загу­щенные посадки риса. В промежутках между сельскохозяйствен­ными работами крестьянское население, напрягая все силы, бо­ролось с «четырьмя вредителями»: крысами, мухами, комарами и воробьями, которых удалось извести почти полностью.
Под лозунгом «вся страна варит сталь» в Китае развернулось движение за создание базы «малой металлургии». Была поставле­на задача соорудить более 10 тыс. малых и средних металлурги­ческих печей, ежегодной производительностью 20 млн т чугуна. Небольшие металлургические печи, строившиеся на основе тра­диционной технологии, создавались как в городах, так и в сель­ской местности. Миллионы людей приняли участие и в «битве за сталь». К осени того же года в стране варили металл более 700 тыс. кустарных доменных печей, а всего в непромышленном про­изводстве металла было занято до 100 млн человек. В усиленном темпе работала и вся промышленность, причем предприятия стре­мились максимально увеличить объем производства, не заботясь о рациональном использовании ресурсов.
Летом 1958 г. группа высших руководителей КПК отправилась в инспекционные поездки по стране, являвшей собой образец трудового энтузиазма. Казалось, задуманное Мао Цзэдуном близко к осуществлению, осталось лишь закрепить достигнутое соответ­ствующими политическими решениями. Эта цель была поставле­на перед участниками расширенного совещания политбюро, ко­торое состоялось в августе 1958 г. в курортном местечке Бэйдайхэ. На совещании была не только подтверждена линия на осуществ­ление «большого скачка», но и даны определения политике «коммунизации». Термин «народная коммуна» появился в китайской печати в начале июля 1958 г., а к концу лета именно с созданием народных коммун Мао Цзэдун связал свои надежды на утверж­дение китайской формы коммунизма. В соответствии с представ­лениями Мао Цзэдуна, которые он пропагандировал на совеща­нии, коммуна мыслилась, как универсальная форма социальной организации в коммунистическом обществе в Китае. Ее планиро­валось распространить как на сельскую местность, так и на города.
Основной принцип, на котором должны были основываться народные коммуны, состоял в тотальном обобществлении всей жизни их членов. Начать, разумеется, следовало с экономики, посему в деревне подлежали отмене приусадебные участки, рас­пределение по труду, личные доходы отдельных дворов. Более того, обобществлению в перспективе должны были подвергнуть­ся и бытовые стороны жизни, включая снабжение и питание чле­нов коммун. Выступая в Бэйдайхэ, Мао Цзэдун говорил: «При­усадебные участки ликвидируются. Куры, утки, деревья возле домов пока остаются в собственности крестьян. В дальнейшем и это будет обобществлено… Надо продумать вопрос об отказе от системы денежного жалования и восстановлении системы бес­платного снабжения». Руководитель КПК прямо ставил вопрос о том, что именно народная коммуна должна стать основой буду­щего идеального общественного строя в Китае: «Народная комму­на, — писал он, — является лучшей формой постепенного пере­хода от социализма к коммунизму и в своем развитии она будет исходной структурой будущего коммунистического общества».
Мао Цзэдун полагал, что народные коммуны, как универсаль­ная форма перехода к коммунизму и основа будущего коммунис­тического общества в Китае, должны создаваться не только в сель­ской местности, но и в городах. Каждый завод и городской район следовало превратить в городскую коммуну на тех же принципах, что и сельские коммуны. Там, где это представлялось возможным, предполагалось создать сельско-городские коммуны, что означало соединение аграрного и промышленного производства.
Коммуны не только должны были основываться на обобщест­влении экономической жизни своих членов, быта, но и предпо­лагали полный контроль за духовной жизнью людей. Коммуны мыслились одновременно и как военные структуры, и как на­дежное средство политической индокринации. Их члены были обязаны совместно трудиться и совместно потреблять произве­денное, а также заниматься военным делом и изучением зло­бодневных пропагандистских материалов.
После того как совещание приняло соответствующий доку­мент, по всей стране началось создание народных коммун. В ки­тайской печати это расценивалось как свидетельство ускоренного продвижения к коммунизму, а для простого китайского кресть­янина это было равнозначно обещанию царствия Божия на земле, что-то вроде реализации стародавних представлений об идеальном обществе датун.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 1218 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика