Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.04.2018, 18:47

Главная » Статьи » История Китая 6



Рыночный социализм - 2
Что касается китайской политики по отношению к Советско­му Союзу, то здесь заметные перемены сказались лишь в середи­не 80-х гг. Во второй половине 80-х гг. эти перемены были стиму­лированы процессом перестройки в Советском Союзе. Этот про­цесс способствовал затуханию идеологических споров, поиску взаимно приемлемой модели сотрудничества. Этот процесс при­вел к полной нормализации советско-китайских отношений, что и было зафиксировано во время визита М.С. Горбачева в Пекин весной 1989 г. Это была, безусловно, большая дипломатическая победа, за которой стояли принципиальные перемены, произо­шедшие в обеих странах. Новая Россия получила возможность развивать отношения с КНР на основе этих больших достижений в многообразном китайско-российском сотрудничестве. Свидетель­ством этого может служить визит президента Российской Феде­рации Б.Н. Ельцина в апреле 1996 г. В итоговых документах этого визита зафиксирована решимость руководителей Китая и России развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке.
80-е гг. стали для Китая временем глубоких идеологических и политических перемен. Можно даже говорить об эволюции миро­воззрения политической элиты, что и позволило Китаю совер­шить эпохальные социально-экономические перемены.
Наиболее радикальные и быстрые изменения произошли в аг­рарной политике КПК. Успех преобразований в деревне не толь­ко стимулировал проведение глубоких реформ всего народного хозяйства, но и создавал продовольственный, сырьевой, финан­совый, социальный базис успешной реформаторской политики.
Новая организация сельскохозяйственного производства, по­лучившая название «системы производственной ответственнос­ти», последовательно внедрялась начиная с 1979 г. К 1982 г. этап экспериментов, в ходе которых были опробованы разные мето­ды, завершился преимущественным утверждением системы «до­ведения производственных заданий до отдельного двора». Разу­меется, это было невозможно без раздела земли народных ком­мун между дворами. Суть «производственной ответственности» состояла в том, что крестьянский двор, получив землю (в ряде случаев те же участки, что принадлежали ему прежде, до кол­лективизации), заключал контракт с руководством производствен­ной бригады, представлявшим интересы государства. Контракт не ограничивал крестьян определенными формами хозяйствен­ного использования земли, но предусматривал лишь уплату го­сударству сельскохозяйственного налога и продажу государству части урожая. Все излишки, остававшиеся в крестьянском дворе, могли использоваться в зависимости от желаний крестьян и ры­ночной конъюнктуры. При этом были значительно повышены за­купочные цены и они были тем выше, чем больше сверхплано­вой продукции сдавалось государству.
Первоначально срок контракта был непродолжительным, но впоследствии, поняв, что это ограничивает инициативу крестьян (в отношении увеличения плодородия земли и ее более бережного и эффективного использования), власти приняли соответствую­щие решения и земля перешла, по сути дела, в наследственное владение крестьянских дворов. Наряду с этим были разрешены наем батраков, свободные закупки сельскохозяйственной техни­ки (ко второй половине 80-х гг. уже 2/3 тракторного парка нахо­дилось в руках индивидуальных хозяйств). Проведенная реформа была не чем иным, как шагом в направлении создания ориенти­рованного на рынок крестьянского хозяйства, ведущегося на арен­дованной у государства земле.
Главным достижением этой достаточно радикальной земель­ной реформы было создание возможностей для проявления хо­зяйственной инициативы и предприимчивости. Результаты не замедлили сказаться. Начался рост урожайности, что привело к стабильному увеличению сельскохозяйственного производства в целом. За четыре года оно увеличилось почти на 90 млн т (407 млн т — в 1984 г.), что было беспрецедентно в истории КНР. Это сопровождалось увеличением доходов крестьянства, вырос­ших в первой половине 80-х гг. почти втрое по сравнению с доре­форменным временем.
Разрешение реализовывать значительную часть произведен­ного крестьянами продукта на свободных рынках в качестве сле­дующего вполне логичного шага имело смягчение государствен­ного контроля над индивидуальным, а по сути дела частным предпринимательством. Наряду с государственным сектором в про­мышленной сфере и торговле стали складываться и новые част­ные структуры в области сначала мелкого, а затем и среднего предпринимательства. К концу 80-х вне непосредственного госу­дарственного централизованного контроля работало уже около половины занятых в городской промышленности. При этом одна четверть работала на предприятиях, принадлежавших частному сектору экономики. Благодаря новым позитивным, с экономи­ческой точки зрения, процессам во второй половине 70-х гг. было создано огромное количество новых рабочих мест, поглотивших примерно 70 млн человек. Значительно выросли и доходы горо­жан, увеличившиеся к концу 80-х гг. более чем в два раза. Эти процессы происходили в условиях настоящего экономического бума (ежегодный прирост промышленного производства в сред­нем превышал 10%).
В условиях бурного роста производства, который «архитекто­ры» китайских реформ стремились соединить с рывком в техни­ческой модернизации хозяйства, важную роль сыграл поток ино­странных инвестиций и технологий. С целью стимулирования этих процессов руководство КНР встало на путь образования «спе­циальных экономических зон» (СЭЗ), где создавались льготные условия для иностранного капитала. По существу, СЭЗ являлись «островками» капитализма во все еще продолжавшей оставаться социалистической экономике страны. Наиболее крупной из них стала зона Шэньчжэнь площадью более 300 км2 , образованная рядом с английской колонией Гонконг.
На основе иностранной технологии с участием иностранного капитала здесь были построены современные предприятия лег­кой промышленности, затем электроники, продукция которых предназначалась для экспорта. Валютную выручку при этом пред­полагалось использовать для дальнейших закупок современных технологий с далеко идущей целью превращения СЭЗ в регионы развития современной промышленности и распространения дос­тижений этой пока еще «очаговой» индустриализации на другие районы страны.
С наиболее сложными вопросами реформаторское руководство КНР столкнулось в решении проблем государственного сектора экономики. После нескольких лет экономических экспериментов в октябре 1984 г. на очередном пленуме ЦК КПК было принято решение распространить широкомасштабную реформу и на госу­дарственный сектор. Суть реформы сводилась к сокращению сфе­ры непосредственного государственного управления предприя­тиями и, как следствие этого, директивного планирования. Цель этого курса заключалась в достижении максимально полного хо­зяйственного расчета в деятельности предприятий при сохране­нии государственной собственности.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика