Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.04.2018, 18:47

Главная » Статьи » История Китая 6



Рыночный социализм - 3
Предприятия получили значительную экономическую свобо­ду, что предусматривало право (при неприкосновенности основ­ных фондов) распоряжаться имеющимися фондами, определять численность занятых, размеры оплаты труда и материального стимулирования, даже устанавливать цены на производимую про­дукцию. Это сопровождалось переходом управленческих функций от парткомов, в которых главную роль играл секретарь, в руки директорского корпуса. Постепенно начался и процесс акциони­рования госпредприятий.
Проведение в жизнь программы реформ привело к существен­ным достижениям в общеэкономических показателях. За период 80-х гг. душевой доход вырос в два раза, увеличившись с 250 до 500 дол., хотя по этому показателю КНР продолжала оставаться одной из наиболее бедных стран мира. Однако огромные абсо­лютные масштабы экономики страны позволили Китаю в пер­вой половине 90-х гг. выйти на первое место в таких отраслях, как сбор зерна, добыча угля, производство цемента, хлопка, мяса, телевизоров. Значительные результаты были достигнуты и во внешнеэкономической деятельности. В середине 90-х гг. объем внешней торговли Китая составлял около 200 млрд дол. Иност­ранные вложения в экономику страны превысили 100 млрд дол.
Бесспорные и беспрецедентные достижения в экономическом развитии сопровождались появлением новых проблем. После пе­риода быстрого роста развитие сельскохозяйственного производ­ства во второй половине 80-х гг. несколько замедлилось. Это свя­зано с тем, что действие такого фактора, как увеличение хозяй­ственной инициативы, было в значительной степени исчерпано. Исторически трудноразрешимой представляется такая проблема, как давление избыточного сельского населения, доставшаяся в наследство от прошлого. В условиях сохраняющейся неопределен­ности в сфере прав земельной собственности крестьянство не слишком заинтересовано в долгосрочном улучшении плодоро­дия земли, что чревато снижением урожайности. Попытки госу­дарства уйти от директивных отношений с сельским производи­телем, предоставив ему право самому решать вопрос, продавать ли зерно государству или отдаться на волю стихийных механиз­мов рынка, могли закончиться массовым отказом крестьянства от производства зерновых. Это в свою очередь ставило под угрозу главное достижение реформ — самообеспечение продовольстви­ем. В результате экономическая политика государства в области сельского хозяйства представляла из себя циклический процесс, сопровождавшийся то усилением, то ослаблением давления го­сударства на деревню. Наряду с этим в стране в некоторые годы возникал дефицит продовольствия, что вызывало необходимость закупок зерна за рубежом.
Однако наиболее существенной проблемой, с которой и сегод­ня приходится сталкиваться реформаторам, является вопрос о пре­образованиях в государственном секторе экономики. Реформы, про­водившиеся во второй половине 80-х гг., не смогли разрешить главной проблемы — как сделать государственный сектор эконо­мически эффективным. Несомненно, осуществленные преобра­зования, направленные на предоставление государственным предприятиям большей экономической свободы, стимулировали развитие производства, но их взаимодействие с рынком показа­ло, что они в значительной степени убыточны. В первой полови­не 90-х гг. доля таких предприятий достигла примерно 40%, а их задолженность превысила 10% ВНП. Опыт проведения реформы государственного сектора показал, что экономически эффектив­ное решение его проблем возможно только на основе проведе­ния широкой приватизации, что пока остается политически не­приемлемым для руководства КНР. В результате им была выдви­нута концепция «двухколейного развития экономики», что предполагает создание условий для роста частнохозяйственных отношений при одновременном сохранении преобладающих по­зиций за государственным сектором, который и доныне включа­ет в себя наиболее крупные, современные предприятия, являю­щиеся фундаментом экономики страны.
Успешное проведение экономических реформ, развитие ры­ночных отношений, деколлективизация сельского хозяйства, об­разование довольно значительного и экономически влиятельно­го частнохозяйственного сектора имели своим следствием фун­даментальное изменение характера современного китайского общества. Отныне оно уже не является в полном смысле тотали­тарным, поскольку экономическая жизнь в стране в значитель­ной мере оказалась «отпущенной на свободу», эмансипирован­ной от всеобъемлющего государственного контроля. Эти процес­сы имели своим логическим следствием появление ростков гражданского общества, что проявляется в стремлении также эмансипироваться от жестких «объятий» государства, общий тип устройства которого продолжает базироваться на тоталитарных принципах. Данные обстоятельства создали предпосылки для раз­вития демократического движения, которое не могло не прийти к острой конфронтации с властью.
Его первым этапом можно считать апрельские события на пло­щади Тяньаньмэнь в 1976 г. Однако в тот период доминировали призывы, направленные против «четверки» в поддержку «праг­матиков», а собственно демократические лозунги широко не выд­вигались.
Второй этап в развитии демократического движения связан со «стеной демократии», которая в 1978 г. стала символом требова­ний установления норм демократической жизни. В дацзыбао, ко­торые жители Пекина наклеивали на одну из городских стен, выходящих на центральный проспект столицы, они требовали разрешить наиболее неотложные экономические проблемы, га­рантировать права человека, ввести демократические институты. На этом этапе народное движение, вполне возможно, было инс­пирировано властями, в первую очередь сторонниками Дэн Сяо­пина, которые попытались использовать его в борьбе против своих политических соперников. Однако вскоре оно превратилось в сти­хийный протест против тоталитарных общественных устоев.
В той ситуации многое зависело от позиции лидера реформа­торской фракции — Дэн Сяопина. Первоначально, когда в среде высшего руководства обсуждались возникшие проблемы, он на­стаивал на том, что силовое подавление инакомыслия недопусти­мо, однако в конце марта 1979 г. в значительной мере под нажи­мом как «левых», так и некоторых из своих более консервативно настроенных сторонников, Дэн санкционировал фактический разгром движения. Он осуществлялся под лозунгом верности «че­тырем основополагающим принципам»: социалистическому пути, диктатуре пролетариата, руководящей роли КПК, марк­сизму-ленинизму и идеям Мао Цзэдуна. На политическом про­цессе, состоявшемся в октябре 1979 г., наиболее видные участ­ники демократического движения были осуждены на длитель­ные сроки тюремного заключения. Таким образом, боровшееся за власть «прагматическое» руководство КПК ясно дало понять, что его целью является отказ от маоистской модели коммуниз­ма, но при сохранении основ существующего общественно-по­литического строя, даже если эти основы начинают оспариваться обществом.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика