Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.04.2018, 18:41

Главная » Статьи » История Китая 6



Рыночный социализм - 6
Состав новых высших органов 58-миллионной партии, из­бранных на съезде, претерпел значительные изменения. Сред­ний возраст членов ЦК КПК понизился с 69 до 56 лет, а их средний образовательный уровень существенно возрос. В новом составе ЦК, сформированном на съезде, процент его членов, получивших высшее или специальное среднее образование, уве­личился с 73 до 96. Одновременно продолжалось сокращение представительства в ЦК военных: их доля сократилась с 25 до 21%. Наряду с этим произошли и существенные кадровые пе­рестановки в высшем звене руководства партией — в Политбю­ро и Постоянном комитете ПБ ЦК КПК. Из состава ПБ был выведен занимавший в этот момент пост Председателя ВСНП Цяо Ши. Это открыло путь к дальнейшей рокировке высших партийно-государственных кадров. В следующем году председа­телем ВСНП был избран Ли Пэн, а освободившееся место премьера Госсовета занял Чжу Жунцзи, занимавший до этого пост зам. премьера.
Кадровые изменения в высших партийных органах свидетель­ствовали прежде всего о том, что произошло укрепление цент­ристской группировки в руководстве КПК, возглавляемой генсе­ком Чжао Цзыяном. Позиции центристов, как и прежде, харак­теризовало чрезвычайно осторожное отношение к вопросу о бу­дущем политических реформ в стране. Свидетельством этого явилось смещение Цяо Ши, которого рассматривали едва ли не как единственного представителя тех сил в высшем руководстве, которые стремились вернуться к осуществлению реальных поли­тических преобразований.
Усиление позиций Чжу Жунцзи говорило о том, что руко­водство КПК, стремясь заморозить сколько-нибудь радикальные политические реформы, при этом было настроено на углубление реформ в области экономики. Это отчетливо проявилось в док­ладе съезду, сделанном Чжао Цзыяном, а также в общем харак­тере решений, принятых съездом.
Значительная часть доклада съезду была посвящена оценке Дэн Сяопина, который был поставлен в один ряд с такими деятелями китайской истории XX в., как Сунь Ятсен и Мао Цзэдун. Наряду с марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэдуна» теория построения «социализма с китайской спецификой», выдвинутая Дэн Сяопином, получила статус «руководящей идео­логии партии». Соответствующее положение было внесено в ка­честве добавления и в программу КПК, в которой было за­писано, что существо «теории Дэн Сяопина» состоит в выдви­нутом им положении о «необходимости раскрепощения сознания и производительных сил».
Значительное место в докладе было отведено анализу теоре­тических вопросов, связанных с трактовкой пути социально-экономического развития КНР, который, как и прежде, был охарактеризован как построение социализма. Стремясь разъяс­нить логические противоречия, возникающие в результате оче­видного разрыва между продекларированными в программных партийных документах конечными целями и практической сто­роной государственной политики, Цзян Цзэминь подробно ос­тановился на концепции «начальной стадии построения соци­ализма», выдвинутой на рубеже 80-х гг. В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений». Очевидно, что, выдвинув это положение, руководство КПК стремилось развя­зать себе руки для продолжения проведения истинно прагмати­ческой линии, сформулированной как «развитие — наш прио­ритет».
С этими приоритетами естественно корреспондировал призыв к углублению экономических реформ, прежде в сфере государ­ственного сектора промышленности. Именно эта тема и стала главным пунктом доклада Чжао Цзыяна и определила весь ха­рактер решений, принятых съездом. По сути дела, речь шла о методах приватизации предприятий государственного сектора, главное место среди которых должно было занять акционирова­ние, что находилось в очевидном противоречии с основными доктринальными положениями, заключенными в программе ком­партии. Стремясь оградить этот курс от возможных нападок со стороны «левых», Цзян прибег к следующему аргументу: по­скольку акции будут распространяться среди «народа», то это не изменит статуса предприятий, как находящихся в «общена­родной собственности».
В области политических реформ курс, провозглашенный ру­ководством КПК, выглядел неизмеримо более консервативным. В докладе в очередной раз подчеркивалась роль «демократи­ческой диктатуры народа» в качестве главного средства «борьбы против всех факторов, подрывающих стабильность, необходи­мость борьбы против буржуазной либерализации, подрывной и раскольнической деятельности внутренних и внешних врагов».
Документы, принятые на съезде, подтвердили еще раз, что руководство партии, решаясь на проведение глубоких реформ в области экономики, последовательно выступает против любых сколько-нибудь серьезных структурных реформ политической сис­темы. Как и прежде, демократия — это только «социалисти­ческая» демократия, а предложения, связанные с «политичес­кой реформой», включали всего лишь призывы усилить контроль со стороны общества над деятельностью административного аппарата, а также добиться того, чтобы нормы закона стали един­ственной основой решений, принимаемых юридическими ор­ганами.
Еще одним свидетельством того, что серьезные политические реформы неприемлемы для нынешнего руководства, стала ре­акция на письмо, направленное в адрес съезда опальным быв­шим генсеком Чжао Цзыяном. В письме говорилось о том, что официальная оценка событий 1989 г. как «контрреволюцион­ный мятеж» была неверна, поскольку студенческое движение вдохновлялось всего лишь желанием устранить коррупцию и уско­рить политические преобразования. Однако этот вопрос так и не стал предметом обсуждения на съезде, а самому Чжао Цзыяну со стороны руководства КПК было вынесено порицание и ужесточен режим его содержания под домашним арестом.
Еще одной темой, активно обсуждавшейся на съезде, стали принципы осуществления военной реформы. Было принято ре­шение о сокращении вооруженных сил к 2000 г. на 500 000 че­ловек (до 2,4 млн) при одновременном наращивании техничес­ких и боевых характеристик вооружения и повышения уровня подготовки военнослужащих. По вопросу об отношениях между «двумя берегами» позиции, занятые съездом, соответствовали традиционной линии, проводимой КПК на протяжении послед­них лет. Власти КНР призвали руководство Тайваня возобно­вить диалог, прерванный после кризиса 1996 г., на основе при­знания принципа «единого Китая». Как заявил Цзян Цзэминь, при условии принятия тайваньской стороной этого принципа, объектом переговоров могли бы стать любые вопросы, интере­сующие обе стороны.
После XV съезда КПК именно проблемы реформирования государственного сектора стали главным направлением актив­ности КПК в сфере внутренней политики. Необходимость ре­формы государственного сектора экономики страны не вызыва­ет сомнений у руководства партии, которое многократно прини­мало решения на протяжении прошедших двух десятилетий о необходимости глубоких преобразований системы организации государственной промышленности. Однако всякий раз эти попыт­ки завершались принятием паллиативных мер.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 673 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика