Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.01.2018, 15:47

Главная » Статьи » История Китая 6



Рыночный социализм - 7
Между тем ко второй половине 90-х гг. две трети из при­мерно 120 тыс. ведущих госпредприятий являлись хронически убыточными, что естественно ложилось тяжелым бременем на экономику и бюджет страны. Повышение эффективности работы предприятий, что невозможно без серьезных перемен в сфере организации трудовых отношений, должно было почти неизбеж­но породить острые социальные конфликты. Главными источниками этих конфликтов обещали стать растущая безработица (по данным на вторую половину 90-х гг. численность «избыточ­ной рабочей силы» составляла более 200 млн чел.), а также изменения в системе социального обеспечения, которая лежала не на плечах государственных органов, а обеспечивалась самими предприятиями.
В ходе ряда совещаний «по вопросам экономической рабо­ты», созванных после XV съезда, была разработана конкретная программа реформы государственного сектора промышленности. Программа предусматривала, с одной стороны, реорганизацию неэффективных предприятий путем банкротств, слияний, рас­формирования и т.д. С другой — были приняты меры для под­держки тех государственных компаний, которые представляли наиболее современные отрасли промышленности и обеспечивали основную долю промышленного производства. Из более чем 300 000 тыс. госпредприятий были отобраны около 500, обеспе­чивавших 40% общего потребления на рынке и дававших 85% ежегодных поступлений в казну от налоговых сборов. Именно сюда был направлен главный поток государственных инвести­ций и именно на этих предприятиях прежде всего следовало про­вести акционирование с размещением акций на внутреннем и внешнем рынках.
Для того чтобы избежать обострения социальных конфлик­тов, были предприняты меры для реформы системы социального обеспечения. Каждый из занятых в госсекторе, как было объ­явлено, должен получить страховой полис, дающий право на медицинское обслуживание и пенсию, независимо от того, на каком предприятии он работает.
Новый этап экономических реформ принес с собой как зна­чительные позитивные результаты, так и серьезные проблемы, решение которых может потребовать длительного периода. Преж­де всего следует отметить, что в результате осуществленных мер выиграли наиболее крупные и современные предприятия, и рань­ше отличавшиеся большей эффективностью работы. Опыт реор­ганизации и акционирования менее успешных госпредприятий показал, что сама реорганизация зачастую не приводит к обра­зованию новых структур, действующих более эффективно. Одна из основных причин этого заключается в том, что не рыноч­ные мотивы, а административная целесообразность большей час­тью стоят за тем, как проводится реорганизация или слияние предприятий. В значительном количестве случаев государствен­ные органы вообще отказываются санкционировать реоргани­зацию убыточных предприятий, если они играют серьезную роль в обеспечении своих, занятых социальными услугами. Наконец, важным обстоятельством, препятствующим повышению эффективности работы акционированных предприятий, стало то, что и после акционирования государственный пакет акций крупных и средних предприятий остается самым крупным, а акционерам из числа рабочих не разрешено продавать принадлежащие им акции на рынке.
Впрочем, видя существующие проблемы, руководство КНР не спешит с принятием более радикальных мер. Постепенная «ре­альная» приватизация будет охватывать все большее количество предприятий госсектора, а само государство будет стремиться остаться гарантом социальной и политической стабильности, без которой создание современной структуры рыночных отношений вряд ли представляется возможным.
Развитие КНР в 90-е гг. показало способность существующе­го политического механизма не только преодолевать политичес­кие препятствия на пути экономических преобразований, но и обеспечивать поступательное развитие экономической реформы. Однако ирония истории заключается в том, что всякое движе­ние экономики вперед в современных условиях Китая означает развитие элементов гражданского общества, все более несовмес­тимых с авторитарным политическим механизмом. Все это дела­ет неизбежным — рано или поздно — реформирование полити­ческой системы, демократизацию политической жизни.
Как и когда, в каких формах это свершится — предсказать трудно. Китайская «социальная лаборатория» на Тайване пока­зала один из возможных вариантов постепенной и достаточно безболезненной смены политического режима. В КНР хорошо знают этот политический опыт, разнообразные связи КНР с соотечественниками на Тайване стремительно растут. Быстрое социально-экономическое развитие по обе стороны Тайваньского пролива демонстрирует сходство (но не одинаковость!) многих процессов модернизации китайского социума. Это еще раз под­черкивает социокультурное единство Тайваня с материком и, вместе с тем, демонстрирует процесс социально-политической конвергенции КНР и Тайваня. В начале 1995 г. Цзян Цзэминь выступил с широкой программой сближения соотечественни­ков. Эта программа еще раз свидетельствует о значимости тай­ваньского опыта для КНР, с одной стороны, и о влиянии успе­хов экономического развития КНР на процесс воссоединения — с другой. Чем быстрее идет процесс экономической и полити­ческой модернизации КНР, тем больше возможностей для мир­ного воссоединения, для объединения вокруг Пекина всех китай­цев, для возрождения «Большого Китая».



Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика