Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 01:13

Главная » Статьи » История Китая 6



Создание новой государственности - 1
Глава XVIII
КИТАЙ В 1949-1957 гг.: ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ
1. СОЗДАНИЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И НАЧАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ
Народная политическая консультативная конференция про­возгласила КНР «государством новой демократии», которое «ве­дет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и соз­дание процветающего и сильного Китая». Сессия НПКК из­брала Центральный народный правительственный совет (ЦНПС) в качестве временного высшего органа государственной власти (до демократического избрания Всекитайского собрания народ­ных представителей). ЦНПС сформировал Государственный совет (высший исполнитель­ный орган, его премьером стал Чжоу Эньлай), Народно-ре­волюционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокура­туру. Все эти органы вместе с ЦНПС и образовали Централь­ное народное правительство. Председателем Центрального народного правительства стал Мао Цзэдун, он же возглавил ЦНПС и Народно-революцион­ный совет. Мао Цзэдун также был избран Председателем Все­китайского комитета НПКК.
Все это свидетельствовало об очень высокой степени кон­центрации власти в ее высшем эшелоне в руках одного чело­века — Мао Цзэдуна, который стал к этому времени харизма­тическим вождем китайского народа.
Если создание центральных государственных органов было но­вым делом для взявшей власть КПК, то опыт строительства местных административных органов управления у КПК был большой. Эти органы уже функционировали в старых освобожденных районах и повсеместно создавались в новых. Рожденные в ходе гражданской войны органы местной власти формировались на­ступавшей Народно-освободительной армией. НОА выступала и как организатор новой структуры власти, и как основной по­ставщик кадров для этих органов. На уровне крупных админист­ративных районов, объединявших несколько провинций, созда­вались Военно-административные комитеты (ВАК), а в городах — Военно-контрольные комитеты (ВКК). Военные органы облада­ли всей полнотой власти. В их задачу входило не только утвержде­ние на местах новой администрации, но и налаживание хозяй­ственной деятельности, решение насущных задач снабжения на­селения продовольствием, восстановление и развитие социальной инфраструктуры. Даже создание местных организаций КПК воз­лагалось на военные органы. Такие методы и формы утверждения новой власти, претендовавшей быть «народной», обусловливались политической инертностью населения, малочисленностью в но­вых освобожденных районах парторганизаций, отсутствием демо­кратических традиций. Эта новая власть представляла собой, по словам Лю Шаоци, «беспощадную открытую военную диктатуру».
Такой характер власти обусловливался, конечно же, и неза­вершенностью гражданской войны. 1 октября главнокомандую­щий НОА Чжу Дэ отдал приказ о развертывании наступления на юг с целью завершения освобождения страны от гоминьдановских сил. В октябре развернулось наступление против группировки Бай Чунси, разгром которой позволил НОА уже 14 октября всту­пить в Гуанчжоу. Гоминьдановское правительство бежало на ост­ров Тайвань. В конце года началось наступление НОА в Сычуане на группировку генерала Ху Цзуннаня и уже 30 ноября был ос­вобожден Чунцин. В Синьцзян части НОА вступили в октябре, не встретив серьезного сопротивления. Весной 1950 г. был освобож­ден остров Хайнань. Сложнее дело обстояло с Тибетом, власти которого не торопились признать новый порядок. Осенью 1950 г. части НОА начали поход в Тибет, быстро разгромив тибетскую немногочисленную и плохо вооруженную армию. После этого переговоры с тибетскими властями пошли успешнее и 23 мая 1951 г. было подписано Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета. Соглашение предоставляло Тибету значи­тельную автономию, предусматривающую сохранение и уваже­ние местных обычаев и традиций, в том числе сохранение тео­кратической формы правления.
НОА завершила освобождение страны, объединила (за исклю­чением Тайваня) историческую территорию китайского государ­ства, однако гражданская война еще не кончилась. При описании военных действий, особенно на заключительном этапе граждан­ской войны, подчеркивалось, что чем дальше, тем больше гоминьдановские армии сдавались без боя, потери убитыми и ра­неными с обеих сторон делались минимальными. Однако это не означало, что классово чуждые новой власти элементы пол­ностью сложили оружие в прямом смысле этого слова. Уже после образования КНР новой власти пришлось столкнуться с доста­точно сильным сопротивлением, сломить которое удалось толь­ко после напряженной борьбы. Так, по официальным данным, к концу 1951 г. в ходе борьбы с контрреволюцией было уничтоже­но свыше 2 млн человек. Борьба эта продолжалась и в дальней­шем. Официальные данные о потерях той и другой стороны не публиковались, но отдельные сообщения позволяют представить ожесточенность борьбы. Например, в пров. Гуанси только в тече­ние 1950 г. от рук контрреволюционеров погибло более 7 тыс. кад­ровых работников и местных жителей. Все это говорило об углуб­лении гражданской войны. Если на предшествующем этапе граж­данская война велась прежде всего армиями на поле боя, то теперь война была перенесена в социальную толщу страны, она косну­лась каждой деревни, каждого города. Усиление социально-клас­сового характера борьбы привело к ее ужесточению, к резкому возрастанию потерь с обеих сторон.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 1811 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика