Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.07.2020, 00:37

Главная » Статьи » История Китая 6



Создание новой государственности - 4
Рыночный механизм с его конкуренцией поставил перед ру­ководителями партии и государства принципиально новые зада­чи и прежде всего задачу регулирования отношений с нацио­нальным капиталом, позиции которого в народном хозяйстве были весомы: частнокапиталистическая промышленность в 1949 г. давала примерно две трети промышленной продукции, частный капитал контролировал три четверти оптового и более 80% роз­ничного товарооборота. КПК, развивая линию II пленума ЦК КПК, провозгласила "политику использования, ограничения и преобразования частнокапиталистического уклада", причем в вос­становительный период акцент делался на первых двух требова­ниях. Эта «новодемократическая» политика благоприятствовала развитию частного капитала, поощряла его предпринимательс­кую активность. В результате число частных промышленных пред­приятий в 1953 г. по сравнению с 1949 г. возросло со 123 тыс. до 150 тыс. Объем продукции частных предприятий в 1953 г. был в два раза выше чем в 1949 г. Благоприятствовала частному предпринимательству и политика регулирования отношений труда и капитала, которая объективно сдерживала борьбу рабочих за эко­номические требования.
Однако политика КПК была противоречивой, непоследова­тельной, отражая борьбу мнений внутри партийного руковод­ства. В 1950 г. правительство оказывало поддержку частным предприятиям с целью восстановления производства. И эта под­держка сыграла свою роль — к концу 1951 г. легкая промыш­ленность была фактически восстановлена. Почти все частные предприятия в 1951 г. были рентабельными. Однако в конце 1951 г. — начале 1952 г. руководство КПК развернуло массовую кампанию борьбы против так называемых «трех зол» (корруп­ции, расточительства, бюрократизма) в государственном аппара­те и «пяти зол» среди буржуазии. Это было по сути дела наступ­ление на буржуазию, на ее политические и экономические пози­ции. Борьба против «трех зол» выявила, что около 80% работ­ников госаппарата в той или иной степени были подвержены разлагающему влиянию буржуазии, и это заставило власти про­вести энергичную чистку государственного и партийного аппара­та, а 4,5% работников аппарата были репрессированы специаль­ными народными трибуналами (вплоть до вынесения смертных приговоров). Борьба против «пяти зол» была прямым наступлени­ем на частный капитал, в ходе которого было установлено, что три четверти предпринимателей уклонялись от уплаты налогов, занимались спекуляцией, поставляли недоброкачественные това­ры, расхищали сырье и т.п. Взыскание обнаруженных недои­мок и было главным наказанием Несколько миллиардов юаней, которые буржуазия задолжала государству, стали государственным паевым взносом в частные предприятия, превратив многие част­ные предприятия в смешанные государственно-частные
Кажущийся успех этого наступления на буржуазию обернулся аокращением производства, уменьшением товарооборота, ростом безработицы, появлением дефицита на некоторые товары и т п Правительство вновь было вынуждено принимать срочные меры для восстановления предпринимательской активности. Однако борьба мнений по этому вопросу в руководстве КПК продолжа­лась. Сторонники рыночного пути к социализму (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, Бо Ибо, Дэн Цзыхуэй и другие уме­ренные прагматики) видели в «новой демократии» реальный и эффективный подход к решению задач модернизации Китая. Ра­дикальные утописты, сторонники немедленного перехода к соци­ализму (Мао Цзэдун, Гао Ган и другие) полагали политику «но­вой демократии» давно исчерпанной и ориентировались на совет­скую (сталинскую) модель социально-экономического развития.
Завершение процесса восстановления народного хозяйства, успешное осуществление аграрной реформы, активизация част­ного предпринимательства, усиление государственного контроля за экономикой — все это подталкивало руководство КПК к выработке модели дальнейшего развития КНР. Большое значе­ние для выявления идеологических разногласий и для формули­рования новой концепции имело Всекитайское финансово-эконо­мическое совещание, состоявшееся летом 1953 г. Формально главной темой совещания должно было быть обсуждение и осуж­дение предложенной министром финансов Бо Ибо новой системы налогообложения, которая поставила бы в равные условия все формы собственности. Государственный совет под председатель­ством Чжоу Эньлая (и при участии его заместителя Дэн Сяопи­на) одобрил предложения Бо Ибо, не согласовав их с аппаратом ЦК КПК, с Мао Цзэдуном. Собирая это совещание, Мао Цзэдун рассчитывал идейно расправиться со сторонниками «новой де­мократии», сформулировать и навязать партии свой подход к решению задач модернизации Китая. В совещании участвовали почти все руководители партии и правительства.
Вести совещание Мао Цзэдун поручил Гао Гану, в то время являвшемуся членом политбюро ЦК КПК и председателем Гос­плана КНР. При всей глубокой личной неприязни Гао Гана и Мао Цзэдуна, идеологически они были очень близки. Гао Ган разделял левацкие, авантюристические взгляды Мао Цзэдуна и вместе с тем негативно относился к Лю Шаоци, видя в нем идео­лога капиталистического развития Китая. Руководя совещанием, Гао Ган твердо вел линию на полную дискредитацию идейно-политической платформы Лю Шаоци и его сторонников.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 1152 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика