Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.04.2018, 18:46

Главная » Статьи » История Китая 6



Тайвань после 1976 г. - 3
Это был один из сигналов о том, что политические рефор­мы нельзя откладывать. Как лидер Гоминьдана, Цзян Цзинго многое сделал, чтобы подтолкнуть руководство Гоминьдана — старое и консервативное — к проведению политических реформ. Начало процессу демократизации политической жизни положила отмена в июле 1987 г. чрезвычайного положения, которая прин­ципиально изменила внутриполитическую обстановку на Тайва­не. ДПП стала легальной политической организацией, сумевшей своей предшествующей нелегальной работой создать себе боль­шой авторитет среди коренных тайваньцев. ДПП стала основной политической оппозицией правящей партии. Ее критика Гоминь­дана носила общедемократический характер, но со значитель­ными элементами сепаратизма. Так, ДПП требовала отказа Го­миньдана от монополии на средства массовой информации, ос­вобождения политических заключенных, разделения определяют как партию ленинского типа (претензии на поли­тическую монополию, жесткая централизация, идеологическое единомыслие и т.п.), процессы демократизации могли идти очень медленно. Цзян Цзинго положил начало омоложению аппарата партии, усилив привлечение в партию и в ее руководство ко­ренных тайваньцев. Среди его выдвиженцев — тайванец Ли Дэнхуэй, ставший мэром Тайбэя, а с 1984 г. вице-президентом. Ему же Цзян Цзинго поручил возглавить комиссию по разработке программы политических реформ. В Гоминьдане все большую роль начинают играть хорошо образованные, вестернизированные молодые технократы. Ли Дэнхуэй, после смерти Цзян Цзинго возглавивший Гоминьдан, продолжал развивать эту тенденцию. В 1993 г. XIV конгресс Гоминьдана по инициативе Ли Дэнхуэя ввел избрание председателя партии путем тайного голосования, а в программных документах Гоминьдан стал определяться не как «революционная» партия (так повелось со времен Сунь Ятсена), а как «демократическая». Вслед за этим и выборы прези­дента Китайской Республики в 1996 г. были проведены путем прямого голосования избирателями Тайваня. Большинство изби­рателей отдали свои голоса за Ли Дэнхуэя.
Однако уже на президентских выборах 2000 г. Гоминьдан терпит поражение, и президентом Китайской Республики стано­вится кандидат оппозиции Чэнь Шуйбянь. Поражение Гоминьда­на, проявившего инициативу в ускорении процесса демократиза­ции, символизирует завершение определенного исторического этапа в жизни Тайваня. Конечно, это поражение не означает отстранение Гоминьдана от власти, вполне возможно Гоминьдан сможет победить на очередных выборах, продолжая активно уча­ствовать в политической жизни. Но это будет уже на другом историческом этапе. Именно поражение партии, проявившей инициативу в ускорении политических реформ, символизирует победу процесса демократизации Тайваня.
Большое значение для политической атмосферы Тайваня име­ли перемены в политической стратегии Гоминьдана в решении проблемы воссоединения Китая, предпринятые по инициативе Цзян Цзинго. После смерти Мао Цзэдуна руководство КПК выдвигает формулу «одно государство — две системы» как основу объединения Китая. Отклонив эту формулу, Гоминьдан вместе с тем на своем XII конгрессе (1981) выдвигает идею объединения Китая «на основе трех народных принципов Сунь Ятсена», снимая выдвинутый Чан Кайши лозунг «контрнаступления на материк». Гоминьдан как бы приглашал КПК к мирному соревнованию. Учитывая, что «три народных принципа Сунь Ятсена» были в 1923—1927 и в 1937—1945 гг. идеологической основой сотрудничества Гоминьдана и КПК, а также тот факт, что послереформенное экономическое развитие КНР и Тайваня во многом является реализацией суньятсеновских планов, выдвижение этой идеи не лишено большого смысла. Эти политико-стратегические изменения открыли огромные возможности для развития не толь­ко экономических, но и культурных и политических контактов через Тайваньский пролив. Их бурное развитие в 80-е и 90-е гг. создает принципиально новые объективные предпосылки для объ­единения Китая.
Развитие политических реформ на Тайване (вслед за глубоки­ми экономическими переменами) подводит к выводу о возмож­ности при определенных условиях самопреобразования автори­тарного режима в режим демократический. И, судя по всему, вслед за понятием «тайваньское экономическое чудо» возникает его политический аналог.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика