Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.10.2020, 05:17

Главная » Статьи » История Китая 6



Тайвань в 1957-1976 гг. - 1
5. РАЗВИТИЕ ТАЙВАНЯ В 1957-1976 гг.
Под охраной 7-го американского флота Гоминьдан продол­жал политику глубокого реформирования экономической струк­туры острова. Однако реализации программа: реформ была необходима не только зашита гоминьдановского режима, но и прямая экономическая помощь. Эта помощь сыграла очень важ­ную (но не решающую) роль в экономических преобразованиях. За 15 лет (1951—19б5) США предоставили Тайваню военную помощь в объеме примерно 2,5 млрд дол. и экономическую — не­многим меньше 1,5 млрд дол. Однако фактически 2/3 экономи­ческой помощи также составляли военные поставки. Таким обра­зом, непосредственно на экономические нужды за 15 лет было предоставлено только около 0,5 млрд дол., хотя, конечно, воен­ная помощь также могла иметь косвенное экономическое значе­ние (строительство дорог, аэродромов, повышение занятости и т.п.). Размер этой суммы и льготные условия ее предоставления сыграли важную роль в экономическом развитии острова, но это не был «золотой дождь», как иногда представляется. Очень боль­шое значение имела стратегия американской помощи, которая исходила из признания необходимости сохранения правитель­ственного контроля за инфраструктурой и немногими отраслями промышленности и стимулирования частного национального и иностранного предпринимательства в остальных хозяйственных сферах. Вот почему 80% американской помощи пошли в инфра­структуру, сельское хозяйство и подготовку кадров и только 20% — непосредственно в промышленность. Американские со­ветники были справедливо убеждены (и свои взгляды смогли на­вязать гоминьдановцам), что слабость инфраструктуры является «узким» местом в экономическом развитии провинции, сдерживаюшим промышленное строительство и приток частных нацио­нальных и иностранных капиталов. Вместе с тем США оказывали систематический нажим на гоминьдановские власти с целью из­менения методов хозяйствования, сокращения правительствен­ного предпринимательства, принятия действенных мер по стимулированию частного предпринимательства.
Это давление и в не меньшей степени соображения экономи­ческой целесообразности постепенно заставили гоминьдановское руководство ускорить перемены в экономической политике. Еще в середине 50-х гг. гоминьдановское правительство принимает первые законодательные акты, предоставлявшие некоторые льго­ты иностранным инвесторам, в особенности китайским эмигран­там (хуацяо). Однако эти льготы были незначительными и не смог­ли повлиять на движение капитала. Наиболее важные шаги по «либерализации» законодательства были предприняты на рубе­же 60-х гг. Теперь иностранным инвесторам предоставлялись уже существенные льготы. Важным законодательным актом было при­нятие «Положения о поощрении инвестиций», которое касалось уже не только иностранного, но и национального капитала. «По­ложение» дало большие льготы промышленным вложениям ка­питала (снижение налогов, предоставление общественных земель под промышленную застройку и т.п.). За частным предпринима­тельством были зарезервированы новые передовые отрасли про­мышленности (электроника, нефтехимия и др.).
Активизируется антиинфляционная политика правительства (включая даже сокращение военных расходов), позволяющая ста­билизировать курс нового тайваньского юаня (40 нтд = 1 ам. дол.). В 1959 г. правительством была создана «Корпорация развития Ки­тая» для средне– и долгосрочного финансирования частного пред­принимательства. В 60-е гг. корпорация вложила в поддержку част­ного предпринимательства 1,8 млрд дол., сыграв важную роль в становлении тайваньского частного капитала. Чтобы шире при­влечь иностранные капиталы, было наконец-то разрешено иност­ранным банкам открыть свои представительства на Тайване. В 1959 г. первым открыл свое отделение «Ниппон кангё бэнк», за ним по­следовали американские ведущие банки «Ферст нэшнл бэнк» и «Бэнк оф Америка». Остальные не торопились.
Учитывая накопленный опыт, в 1965 г. частному националь­ному и иностранному капиталу были предоставлены новые льго­ты. Для иностранных инвесторов созданы специальные «зоны экс­портного производства». И, наконец, самое главное — начался процесс постепенной приватизации государственной собствен­ности. Средства, полученные от продажи государственных пред­приятий, использовались правительством для поощрения част­ного предпринимательства.
Новая экономическая политика Гоминьдана не сразу выявила свою экономическую и социальную эффективность. Быстрее и активнее отреагировал, естественно, национальный капитал. С 1951 по 1964 г. в промышленности, торговле и сфере услуг число част­ных предприятий увеличилось с 68 тыс. до 227 тыс., а частные капиталовложения возросли на 1353 млн дол. (для сравнения — государственные капиталовложения выросли на 1253 млн дол.). Причем в этот период преобладало открытие средних и мелких предприятий, что оставалось характерным для процесса индуст­риализации Тайваня. Однако накопление частного капитала в 50-е гг. еще уступало росту правительственных капиталовложений. Вплоть до 1958 г. доля частного капитала в валовом ежегодном приросте основного капитала даже падала. Но правительственная политика поощрения частного капитала резко изменила эту тенденцию: если в 1958 г. доля частного капитала составляла 41%, то в 19б4 г. — уже 72%. Эта тенденция сохранялась и в дальнейшем.
Категория: История Китая 6 | Добавил: defaultNick (04.06.2012)
Просмотров: 1175 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика