Традиции и
поверья в деловом общении
Религия и
деловые отношения
Принято считать, что Китай – страна трех основных
религий: конфуцианства, даосизма и буддизма. Они настолько тесно переплетены
друг с другом, что «чистых» даосов или буддистов вне монашеской среды найти
просто невозможно. А современное конфуцианство вообще с большой натяжкой можно
отнести к религии, скорее это система традиционных взглядов китайцев на мораль
и этику. Строго говоря, это и не религии, а духовные учения, они требуют от
человека не столько веры, сколько соблюдения определенных норм поведения и
дисциплины.
Китайцы порой мистичны, но не религиозны. Строго
говоря, религиозные постулаты китайцы знают плохо и мало ими интересуются, их
знания в этой области остаются на уровне обихода, так что не ждите, что китаец
вам внезапно раскроет глубины буддийской медитации или даосского учения о
бессмертии.
Государство никак не увязывает национальную идею с
религией, поэтому китайцы свою религиозную принадлежность не считают чем-то
крайне важным. К тому же в Китае не существует религиозных конфессий в том
виде, каком мы привыкли это видеть на Западе. Официально подавляющее число китайцев
являются атеистами, в реальности же практически каждый так или иначе исповедует
сразу несколько типов верований. Самый основной из них – вера в духов предков,
и это является центральной частью народной религиозной традиции. По настоящему
в Китае существует лишь этот вид «религии» – поклонение предкам, кстати, именно
так переводится китайское слово «религия» (цзунцзяо) – «учение предков».
Средний китаец не привержен никакой конкретной религии, он в равной степени
уважает конфуцианство, буддизм, даосизм и массу народных верований, поклоняется
всем духам и божествам и не делает различий между различными формами культов.
Вера китайца – синкретична, при этом в ней отсутствует всякий фанатизм и
желание поспорить о том, кто обладает «высшей истиной». Вам вряд ли удастся
втянуть китайцев в дискуссию по поводу того, что лучше для современного
человека, скажем христианство или буддизм, или является ли конфуцианство
религией, – для обычного китайца это не играет никакой роли. Он далек от
абстрактных философских рассуждений и относится к любому духовному учению как к
еще одному способу проявления кланового родства – ведь, в конце концов, все
обитатели загробного мира некогда являлись чьими-то предками, поэтому он просто
продолжает диалог с родовыми духами-защитниками.
Посмотрите внимательно, фигуры каких духов, чьи
изображения висят также на стенах их домов, расставлены у китайцев на алтаре.
Это многое откроет в понимании устремлений среднего китайца. Это духи,
обеспечивающие богатство, известность, хорошую карьеру, процветание бизнеса,
большое количество детей, то есть все то, о чем мечтает среднестатистический
житель Поднебесной. Практически в любом доме, ресторане, парикмахерской вы
встретите небольшие алтари или просто фигурки с изображениями Цао-шэня –
божества богатства, Фу-шэня – покровителя карьеры, Шоу-сина – божества
долголетия. Практически повсеместно встречается грозный Гуань-ди, или
Гуаньюй, – реальный исторический персонаж, генерал III в., позже
обожествленный дух войны, одновременно являющийся покровителем торговцев,
лавочников, студентов, путешественников, а также борцом со злыми духами. Его
фигурки, с гневным лицом и насупленными бровями, застывшие в грозной боевой
позе, с алебардой в руках, встречают посетителей общественных заведений.
Если же брать традиционные религиозные культы, то
китайцев вряд ли можно назвать их ярыми приверженцами: они очень слабо знают
вероучение, полные формы ритуалов и чаще всего посещают в один день сразу по
нескольку храмов, не делая особых различий между, скажем, буддизмом и даосизом.
По официальным данным, христиан (в основном
протестантов и католиков) насчитывается в Китае около 4 %, мусульман
– около 2 %, хотя, по неофициальным данным, их число может доходить
до 50 млн человек. Практически каждый китаец считает себя буддистом, но
редко может рассказать о буддизме что-то конкретное, кроме общих понятий о
Будде, спасении в нирване и запрете убивать живых существ. Самые
распространенные школы китайского буддизма принадлежат к течению Махаяны
(«Большой колесницы»), это – чань-буддизм (более известный под своим японским
названием дзэн) и школа Тяньтай, но и здесь обычные китайцы вряд ли
смогут объяснить вам различия между ними. Небольшая часть китайцев исповедует
тибетский буддизм, то есть школу Ваджраяны (Цзиньганчэн, или мицзун, –
«тайное учение»), или, в обиходном названии, ламаизм. Речь идет прежде всего о
жителях Тибета – цзанах (то есть тибетцах), а также крайне небольшом числе
ханьцев. Хотя в самом центре Пекина существует огромный действующий ламаистский
храм Юнхэгун, посетители-китайцы совершают в нем не ламаистские, а стандартные
махаянистские ритуалы, нимало не заботясь о какой-то «неправильности»
церемониалов.
Таким образом, понятие «религиозной идентичности» в
Китае сильно размыто и особой роли в деловых отношениях не играет.
Самыми известными «мусульманскими торговцами» в Китае
являются представители народности ху-эй (хуэй-цзу, или хуэй). По
сути, хуэйцы – это те же самые ханьцы, но принявшие ислам (здесь религия
является этноразличительным фактором). Хуэйцы считаются умелыми торговцами,
именно они частично обслуживали Шелковый путь, издревле имели свои торговые
союзы. Хотя в Китае существует отдельный Нинся-Хуэйский автономный район,
сегодня многие хуэйцы обитают разрозненно и обычно содержат успешные фирмы.
Традиционно они поддерживали торговые связи с арабскими странами, но власти КНР
такую торговлю, основанную на религиозном факторе, не очень приветствуют.
Во многих городах вы встретите «рестораны чистой пищи»
– мусульманские рестораны, которые содержат уйгуры или хуэйцы. Чаще всего это
очень чистые, тихие, качественные рестораны с традиционной центральноазиатской
кухней. Иногда в них даже демонстрируют танец живота – явление, которое никогда
не встретишь в китайских заведениях. Но не стремитесь приглашать в такие
ресторанчики своих китайских партнеров – они могут не разделять вашего пристрастия
к мусульманским традициям.
Иногда религиозный фактор следует учитывать при
совместном посещении ресторанов. Так, теоретически буддисты не должны есть
мясного, однако в реальной жизни все, кроме монахов в монастырях, игнорируют
этот запрет. У тибетских монахов такой запрет отсутствует вовсе, ламы к тому же
могут жениться. Китайские мусульмане обычно не едят свинины.
В целом никаких преференций, основанных на религиозном
факторе, вы не получите, а вот его неаккуратное использование может завести
ситуацию в тупик. Помните, что духовная и религиозная деятельность в Китае
очень строго контролируется государством, хотя не всегда явным образом.
– Прежде всего старайтесь не рассуждать о «тонких
материях», религиях и «энергиях», если не имеете четкого понимания того, как к
этому относятся китайцы.
– Никогда не имитируйте китайских духовных
традиций, если не прошли соответствующего обучения и посвящения. Например, не
стоит демонстрировать свою приверженность буддизму или даосскому учению о
«пилюле бессмертия» – скорее всего, это вызовет недоумение или смех у
окружающих.
– Даже если вы являетесь большим поклонником и
знатоком тибетского направления в буддизме (ламаизма), не стоит упоминать об
этом в Китае и тем более говорить о далай-ламе. Это очень болезненная тема для
властей КНР, а ваша приверженность тибетскому буддизму может показаться
провокационной и способна внезапно охладить ваши добрые отношения с китайскими
партнерами.
– Не стоит активно рассказывать о том, что вы
являетесь приверженцем какого-нибудь учения, основанного на использовании
дыхательно-медитативных упражнений цигун, или нэйгун («внутреннего искусства»).
После грандиозного скандала и разгрома движения «Фалуньгун» в Китае власти
очень болезненно воспринимают такие разговоры.
Если религиозные воззрения и не оказывают
существенного влияния на деловые традиции Китая, то совсем иначе обстоит дело с
традиционными поверьями, приметами, цветовыми сочетаниями, числовой магией,
фэн-шуй.
|