Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.04.2018, 13:39

Главная » Статьи » Из истории Китая



Сын неба – владыка Поднебесной
Сын неба – владыка Поднебесной
В феодальном Китае необычайно высоко воз­носилась личность императора. Он носил следующие титулы: Богдохан (что по-монгольски значит Пре­мудрый правитель), Тянь-цзы (Сын Неба), Дан-цзинь фо-е (Будда наших дней), Чжу-цзы (Владыка), Ваньсуй-е (10000-летний властелин), Шэн-чжу (Августейший вла­дыка), Шэн-хуан (Святой император). Чаще всего его на­зывали Хуан-ди (хуан — великий, ди — император). Кро­ме того, его именовали «всемирным монархом и господи­ном вселенной, которому все должны подчиняться».
Самого себя император называл гуа-жэнъ (Единствен­ный человек), или гуа-цзюнъ (Единственный государь). Существовало даже особое личное местоимение, которое употреблялось только по отношению к императору — чжэнь (мы).
Ближайшее окружение императора приветствовало его возгласом: «Десять тысяч лет жизни!», а первую супругу императора — «Тысяча лет жизни!»
Хотя подданные Срединного государства желали импе­ратору «безграничного долголетия», или «десяти тысяч лет жизни», они понимали, что и он смертен. Об этом в народе говорили так: «Даже император не может купить тысячу лет жизни».
Китайская нация по традиции рассматривалась как од­на большая семья, отцом и матерью которой (одновремен­но!) был император. В феодальном Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь — отец и мать народа». Всем членам этого «семейства» предписывалось проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность.
Император считался неограниченным властелином под­данных и их собственности, что выражалось, например, так: «Нет земли, которая бы не принадлежала императо­ру; тот, кто ест плоды этой земли,— подданный импера­тора».
Право правителя распоряжаться землей и своими под­данными воспето в древнем китайском литературном па­мятнике «Книга песен» («Ши цзин»), где имеется такая строфа:
Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря,— Повсюду на этой земле только слуги царя.
Один из иностранных наблюдателей в начале XX в. был свидетелем того, как реально осуществлялось право импе­ратора на всю землю Китая. Он рассказывал:
«Рабочие вырыли яму для установки телеграфного столба рядом с могилой, где был захоронен известный и уважаемый в этой местности представитель ученого сосло­вия. Эта могила находилась на земле, подаренной семье покойного самим императором, глубоко чтившим его за­слуги. Сын покойного, имевший также отличия, пришел в ужас, когда увидел, как рабочие равнодушно копали зем­лю рядом с могилой его отца. Ему начало казаться, что злобные и раздраженные невидимые духи готовы наслать гибель на всю его семью и отнять все почести и богатства, дарованные ей. Он залез в вырытую яму и заявил, что ско­рее умрет, чем позволит поставить в ней телеграфный столб. Заявил, что не противится праву императора на землю, но желает сохранить свои особые права на этот участок, так как последний подарен самим императором.
В момент, когда, казалось, придется приостановить все работы, подошел китайский чиновник, сопровождавший иностранных инженеров и имевший специальное поруче­ние улаживать всякие недоразумения с местным населе­нием. Он приблизился к владельцу участка земли, усевше­муся в яму, и обратился к нему с такими словами: „Я уди­влен тем, что такой образованный и умный человек, как вы, может поступать по-детски. Вы должны знать, что каждая пядь земли в империи принадлежит императору и все почести, которыми вы пользуетесь, также исходят от него. Эта телеграфная линия,— продолжал он, указывая на длинную цепь столбов, тянувшихся по равнине и исче­завших за горизонтом,— также проводится по его специ­альному приказу. Неужели вы осмелитесь нарушить этот приказ? Вы должны знать, что император может повелеть схватить вас, вашу жену, ваших детей и разрубить всех на тысячу кусков. И никто не будет сомневаться в его пра­ве на это".
Такое короткое, но вразумительное увещание настоль­ко подействовало на ученого мужа, что он быстро вылез из ямы и. кланяясь в знак уважения перед властью, молча удалился домой. Рабочие беспрепятственно продолжали свое дело».
Если па одном полюсе Поднебесной возвышался Сын Неба, обладавший неограниченной властью, то на другом находилась бесправная, забитая, суеверная масса кре­стьян, жившая в бедности и нужде. Постоянная нехватка земли и голод доводили крестьян до отчаяния. В провин­циях Фуцзянь, Гуандун и Гуанси были случаи, когда без­земельные крестьяне, доведенные до крайности, шли на казнь вместо помещиков, совершивших тяжкие преступле­ния,— лишь бы после их смерти семья получила клочок земли или некоторую сумму денег, необходимую для при­обретения небольшого земельного участка.
Резиденцией императоров минской и цинской династий в течение четырех с половиной веков был дворцовый ан­самбль в Пекине. После свержения маньчжурской дина­стии в 1911 г. он получил свое нынешнее название Гугун (Древние дворцы).
Старинные китайские здания отличались рядом специ­фических архитектурных черт: приземистые, массивные степы и огромные, многоярусные крыши с рельефными, загнутыми карнизами. Крыши и ворота, покрытые цветной глазурованной черепицей с барельефами и надписями, придавали строениям праздничный, парадный вид. В таком специфическом стиле был построен и дворцовый ансамбль Гугун.
Строительство Гугуна началось в 1420 г., основные ра­боты были завершены к 1460 г. Этот дворцовый ансамбль со всех сторон окружен двумя рядами степ, причем внеш­ние стены замыкают Императорский город, а внутренние— Запретный город. Во внешнем обводе было проделано шесть ворот. Императорский город включал собственно дворцы, Угольную гору, Храм предков, Храм урожая. За­падный парк с озерами. Как уже говорилось, в традицион­ном представлении китайцев земля имела квадратную форму, поэтому Запретный город (находившийся внутри Им­ператорского города) обнесен квадратной стеной, перед ко­торой прорыт канал шириной 60 метров.
Внутри Запретного города размещались официальные палаты, занимавшие две трети территории, а также рези­денция императора и его семьи, представлявшая собой ряд ансамблей, окруженных каждый отдельной стеной.
В императорском дворце можно было встретить самые различные символы, призванные обеспечить благоденствие государя и защиту со стороны Неба: иероглифы «долго­летие» и «счастье»; изображения летучих мышей, журав­лей, львов, черепах, оленей, бабочек, сосны, бамбука и т. п. Большое внимание уделялось цифрам, имеющим мистиче­ское значение. Согласно поверью, цифра «1» приносила несчастье, цифра «8» ассоциировалась с буддой, цифра «7» — символ сердечности и добродетели, цифра «5» — счастье. Не случайно в дворцовых постройках было пять мраморных мостов, переброшенных через канал; пять мра­морных ступеней, ведущих к помосту трона; пять прохо­дов в огромных Южных воротах.
Изображение императорского желтого дракона с пятью когтями преобладало над другими символами: на стенах, потолках, посуде, креслах, картинах и т. п. Подданные Срединного государства в принадлежавших им домах и на различных предметах помещали изображения дракона с четырьмя когтями, причем разных цветов: высшие санов­ники — голубого, чиновники — красного, военные — бе­лого и все прочие — черного цвета.
В императорском дворце находился так называемый Зал церемоний, представлявший собой величественное зда­ние с двухъярусной крышей, опирающейся на огромные разноцветные колонны. В центре зала на помосте возвы­шался императорский трон, над которым на широкой до­ске было написано: «Посредством утверждения высоких идеалов правителя воспримем лучшие законы во имя спо­койствия государства». К позолоченному императорскому трону вели пять ступеней, между которыми на подстав­ках были укреплены светильники для воскуривания фими­ама. Светильники находились также над императорским троном, дым проходил через пустотелые позолоченные трубы над головой императора и поднимался к потолку.
Парадным входом в Императорский город в Пекине служили Ворота небесного спокойствия (Тяньаньмынь) — величественная надвратная башня с двухкарнизной кры­шей, покрытой глазурованной черепицей. Башня возвы­шается над массивной темно-красного цвета стеной, кото­рая имеет один большой и четыре малых прохода, ведущие прямо в Императорский город. Таким образом, Тяньань­мынь — это одновременно и башня и ворота. Углы карни­зов башни, украшенные миниатюрными изваяниями зве­рей, имеют несколько изогнутую форму: злые духи, как уже говорилось, «двигались» только по прямой — изогну­тые архитектурные линии препятствовали их проникнове­нию в императорский дворец.
Перед воротами Тяньаньмынь покоятся два огромных каменных льва. Широкое распространение изображений царя зверей связано с проникновением в Китай буддий­ской религии (в буддийских канонах часто упоминается о львах). Со временем изображение льва стало одним из главных сюжетов китайской скульптуры, а затем и в на­родных поверьях львы стали символом силы и красоты. Почти в каждом китайском городе у ворот старинных зда­ний можно увидеть изображение львов. Обычно под лапой львицы прячется маленький львенок, а лев опирается ла­пой на шар. Изображение львов можно часто встретить также па различных предметах домашнего обихода, укра­шениях и т. д.
Неподалеку от башни Тяньаньмынь с ее внешней сто­роны возвышаются две монументальные колонны — хуа­бяо, высеченные из белого камня; основания колонн имеют форму восьмиугольника. На колонпах — искусная резьба, изображающая летящих в облаках драконов, а в верхней части — круг с сидящим па нем мифическим животным. Такие колонны впервые появились в Китае примерно два тысячелетия назад. Вначале это были деревянные столбы с поперечной доской наверху. Обычно хуабяо размещали перед почтовыми станциями и мостами как своеобразные дорожные знаки. Позже их стали делать из камня, и они превратились в один из элементов архитектурного ансамб­ля дворцов.
Возле ворот Тяньаньмынь обнародовались император­ские указы. Происходило это так. Министр церемоний вы­носил указ на специальном подносе, который ставил на па­ланкин, украшенный изображениями драконов. Паланкин подносили к башне, а указ поднимали на самый верх ее, откуда специальный чиновник читал его вслух. Затем текст указа вкладывали в клюв позолоченного деревянного фе­никса. Деревянную птицу опускали с башни на площадь. Другой чиновник ставил феникса на паланкин, который уносили в министерство церемоний — там с указа снимали копии, чтобы разослать их по всей стране.
Царствовавшие в Китае династии и до маньчжуров по­лучали символические названия. Так, династия, существо­вавшая в 1308—1044 гг., называлась Мин. Иероглиф мин имеет значение «ясный», «блестящий», «разумный». Мань­чжурская династия называлась Цин. Иероглиф цин озна­чает «чистый», «светлый», «безупречный». Она называ­лась также Да Цин («великая и безупречная»). Не только династии в целом, но и правление каждого императора обозначалось особым девизом — иероглифами, символизи­рующими «счастье», «благополучие», «благоденствие», «мир», «преуспеяние».
Маньчжурские императоры царствовали под такими де­визами (перевод их несколько условен):
Девиз правления Годы
правления
Шуньчжи (Благоприятное правление) 1644—1662
Канси (Процветающее и лучезарное) 1662—1723
Юнчжэн (Гармоническое и справедливое) 1723—1736
Цяньлун (Непоколебимое и славное) 1736—1796
Цзяцин (Прекрасное и радостное) 1796—1821
Даогуан (Целенаправленное и блестящее) 1821—1851
Сяньфын (Всеобщее изобилие) 1851—1862
Тунчжи (Совместное правление) 1862—1875
Гуансюй (Блестящее паследне) 1875—1908
Сюньтун (Всеобщее единение) 1908—1911
Счет лет в китайском календаре до 1911 г. (т. е. до па­дения маньчжурской династии) каждый раз велся заново от года восшествия императора на престол. Иначе говоря, первый год правления взошедшего на трон императора брался за начало летосчисления. В официальных докумен­тах это выглядело примерно так:
«В первый год правления Сяньфын» (1851 г.) «В первый год правления Тунчжи» (1862 г.) «В первый год правления Гуансюй» (1875 г.)
После свержения феодальной монархии в Китае было официально принято общеевропейское летосчисление (грегорианский календарь). Однако за начало отсчета был взят не 1-й год и. э., а 1911 г. Говорили так: «10-й год Ки­тайской Республики», что означало 1921 год.


чехол для мобильного на руку чехлы для айфон se киев заказать в украине iphone 5 caparel.com.ua
Категория: Из истории Китая | Добавил: defaultNick (25.10.2010)
Просмотров: 1412 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика