Путеводитель по Китаю
Каталог статей
Меню сайта



Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 03.03.2021, 17:34

Главная » Статьи » Из истории Китая



Вера в духов-10
Другая известная усыпальница китайских императоров расположена в 70 километрах к северо-западу от Пекина. Здесь, на склонах горы Долголетия (Тяныиоу), на площа­ди 40 квадратных километров находятся могильники им­ператоров династии Мин (1368—1644).
Столицей Китая при династии Мин вначале был город Нанкин. После смерти первого императора этой династии, который похоронен в Нанкине, столица была переведена в Пекин. Все остальные 13 императоров династии Мин по­хоронены на горных склонах Тяныноу. Отсюда и назва­ние этого места — «Тринадцать могильных холмов» (Ши-сань лин).
Из императоров династии Мин дольше всех (48 лет) пробыл на троне Чжу И-цзюнь (1573—1620), построив­ший себе величественную гробницу. В 1956 г. на месте его погребения были произведены археологические раскопки. И вот что предстало перед взором живых.
Весь комплекс усыпальницы имеет три просторных зала — передний, средний и задний, а также два боковых помещения. В каждом зале — большие двери, створки ко­торых сделаны из цельных кусков белого мрамора. Стены и потолок (сводчатой формы) выложены из массивных каменных плит. В два длинных боковых помещения так­же ведут большие двери из белого мрамора, а стены по­мещений и потолок выложены из каменных плит. Попе­речные притолоки дверей сделаны из меди. В среднем зале установлены три больших мраморных кресла. Их ук­рашают извивающиеся мраморные драконы. Перед каж­дым креслом — комплект утвари для жертвоприношений, сделанной из обожженной желтой глазури. Поставленные в специальные сосуды свечи и благовония хорошо сохра­нились. Здесь же стоят три больших фарфоровых сосуда, наполненных маслом для светильников. Светильники дав­но погасли, и в сосудах осталось много масла.
В глубине гробницы расположен главный зал, где ус­тановлены три больших деревянных саркофага, покрытых киноварным лаком: гроб императора и гробы двух импе­ратриц. По обеим сторонам от императорского посмертно­го ложа — множество фарфоровых изделий, слитки золо­та и серебра, инкрустированный драгоценными камнями меч и золотые доспехи. В гробу обнаружены кубок и чаша, сделанные из блестящей белой яшмы. Под чашей стоит золотое блюдце, а сверху она прикрыта золотой крыш­кой, украшенной ярко-красным кораллом. В истлевшей шкатулке, у изголовья покойника, была обнаружена зо­лотая корона императора. В гробу нашли несколько яш­мовых поясов с тонкой искусной резьбой. Стенки гроба были покрыты золотой и красной парчой.
Около гробов императриц сохранились драгоценности и дорогие женские украшения. Женский головной убор фынгуань (фениксовая шапка) был выполнен из отде­ланных малахитом золотых фениксов и цветов. Мифиче­ская птица феникс считалась эмблемой императрицы. От­ливка, гравировка и инкрустация золотом этого убора представляют собой шедевр ювелирного искусства Китая конца XVI или начала XVII в. Кроме перечисленных предметов в могиле были найдены золотые кубки, тазы, блюда, чаши и сосуды для вина, а также обычная оловян­ная посуда.
Так выглядели императорские могилы — настоящие подземные дворцы, предназначенные для пребывания земных владык на том свете.
Некоторые усопшие при жизни имели слуг. Как быть с ними? По древнейшим обычаям, они должны были сле­довать в могилу за своими господами. Массовые захороне­ния рабов и слуг зафиксированы лишь во II тысячелетии до н. э., позднее это стало редким явлением. Однако, когда умерла любимая наложница маньчжурского императора Шуньчжи, он приказал убить на ее могиле тридцать ра­бов. К человеческим жертвам правители прибегали также в годы особенно страшных стихийных бедствий, дабы уми­лостивить духов.
Существовал обычай вместе с усопшим человеком хо­ронить и принадлежавших ему животных: коров, лоша­дей, верблюдов, баранов, птиц и т. п.
В могилы помещали также утварь, оружие, музыкаль­ные инструменты, различные предметы обстановки — все, в чем нуждалась душа усопшего. В древности это правило соблюдалось китайцами неукоснительно. Когда хоронили императоров поздней ханьской династии (25—220), в мо­гилы помещали стрелы, луки, щиты, секиры, колчаны, кольчуги, шлемы, траурные колесницы, колокола, камен­ные орудия труда, духовые музыкальные инструменты и т. п.
Во времена династии Мин вошло в традицию перед семейным кладбищем знатных людей мостить дорогу и по обеим ее сторонам ставить мраморные или каменные из­ваяния людей и животных. Число, размеры и даже формы этих изображений определялись общественным положением усопшего. Так, при подходе к могилам 13 императо­ров династии Мин, вблизи Пекина, по обе стороны дороги были поставлены каменные изображения 24 животных: по четыре льва, шакала, слона, верблюда, жирафа, лошади. Кроме того, по сторонам дороги, ведущей к могилам, рас­положены 12 каменных фигур, изображающих людей: са­новников, военных и гражданских чиновников.
Тщательно готовила себе будущее посмертное жилище вдовствующая императрица Цыси   (умерла  15 ноября 1908 г.). Особенно большое внимание она уделяла этому в последние годы своей жизни, часто навещала строив­шийся мавзолей, следила за его отделкой. В 1897 г. мав­золей был почти готов, однако после очередной проверки она повелела его переделать, так как столбы из тикового дерева показались ей недостаточно массивными и внуши­тельными.
Когда вдовствующая императрица Цыси скончалась, на территории императорского дворца была сделана ог­ромная бумажная лодка. Ее наполнили самыми разнооб­разными бумажными изделиями: изображениями евнухов, фрейлин, домашней утвари, различных яств. На носу лодки был устроен миниатюрный троп, вокруг него скло­нились в почтительном поклоне фигурки чиновников, оде­тых в официальные халаты, словно на аудиенции у покой­ной Цыси. После церемонии жертвоприношений вся эта бутафория была сожжена. За день или два до похорон Цыси у ее гроба сожгли также несколько сот бумажных изображений слуг, всадников, а также верблюдов и дру­гих животных.
Посмертное ложе императрицы Цыси представляло со­бой настоящую кладовую сокровищ. Усопшую положили в массивный вместительный гроб, заполненный всевоз­можными драгоценностями. У ее изголовья поставили из­ваянные из нефрита цветы лотоса, а у ног — листья лото­са. В руки императрице вложили 18 маленьких изваяний Будды, изготовленных из жемчуга; ее лицо обрамлял ве­нок из драгоценных камней, тело девять раз обвила лента с крупными жемчужинами. По обе стороны от покойницы разместили 108 золотых и нефритовых будд, а также пер­сики, груши, абрикосы, дыни и другие фрукты, изготов­ленные из нефрита. Здесь же находилась нефритовая чаша с листьями из дорогого камня, драгоценное деревце с коралловыми ветвями и т. д.
Все это было сделано для того, чтобы Цыси на том све­те могла пребывать в такой же роскоши, которой она поль­зовалась при жизни.
То, что мог позволить себе император, не было, конеч­но, доступно не только рядовому труженику, но даже и со­стоятельному человеку. И все же каждый, готовясь перей­ти в «мир теней», старался в соответствии со своими ма­териальными возможностями захватить с собой самое не­обходимое.
На покойника надевали несколько халатов,— возмож­но, даже все, которые у него были. В состоятельных семь­ях гроб наполняли драгоценными камнями, золотом, се­ребром, жемчугом и теми мелочами, которые покойник лю­бил при жизни. Иногда в гроб клали трубку усопшего, его любимую книгу, сочинение, которое он написал, и т. д.
Посмертное жилище бедняков выглядело иначе. У ры­баков Западного Китая, например, все богатство состояло из лодки и рыболовных сетей. Когда рыбак умирал, его вместо гроба клали в челнок, который покрывали другим челноком. На дорогу покойнику давали половину сети, чтобы он мог на том свете заниматься привычным де­лом — рыбной ловлей. Другая половина сети хранилась у родных как память об усопшем.
Со временем обычаи захоронения постепенно изменя­лись. Похороны с соблюдением всех ритуалов были обре­менительны для родственников умершего, требовали больших расходов, наносили ущерб имуществу. Поэтому, сохраняя прежнюю веру в загробную жизнь, стали погре­бать вместе с усопшим не реальные предметы, а их изо­бражения и макеты.
В могилу клали глиняные или деревянные фигурки слуг и служанок, лошадку, тележку, диванчик с пологом и рогожками, миниатюрные стулья и столы. Если, напри­мер, умирала старушка, любившая играть в карты, сын, чтобы не лишать мать удовольствия, делал несколько чу­чел, усаживал их за столик, раскладывал перед ними кар­ты и все это сжигал — на том свете усопшая получит партнеров по карточной игре.
Простой человек, не имевший возможности соорудить себе усыпальницу, считал себя обязанным приготовить хотя бы добротный гроб, который сохранит его тело на долгие времена. Когда наступала старость, осуществить подобные приготовления становилось не так-то просто. Поэтому к потусторонней жизни готовились заранее. За­фиксированы даже случаи, когда дети бедняков продавали себя в рабство, чтобы купить отцу красивый гроб. Отцы в таких случаях с гордостью рассказывали о преданности сыновей. Подарить родителю в день его рождения хоро­ший гроб считалось для сына похвальным поступком. Этот обычай получил широкое распространение в феодальном Китае. Приготовленный заблаговременно гроб бережно хранился в доме до самой смерти того, кому он был пред­назначен.
Но бывали и другие, правда очень редкие, случаи. В 1891 г. «Пекинский вестник» опубликовал сенсацион­ную уголовную хронику. Некто Цзя имел сына, который вел беспутный, постыдный образ жизни. Цзя, будучи бла­горазумным человеком, заранее приобрел себе добротный гроб для посмертного жилища. Его сын, испытывая недо­статок в деньгах, продал этот гроб. Обнаружив его исчез­новение и уличив сына в краже, Цзя страшно возмутился и в гневе поклялся: «Если гроб не будет возвращен и по­ставлен на прежнее место, передам дело в суд и потребую приговорить сына к смертной казни».
Такая угроза привела молодого человека в ярость, и в момент сильного опьянения он задушил своего родителя. За такое страшное преступление суд приговорил распут­ного сына к смерти.
Гробы делались без единого гвоздя. Если гроб предна­значался для простого человека, его покрывали лаком черного цвета, для знатных и богатых — красного цвета. На крышке гроба писали фамилию и имя покойника, от­куда он родом, чем занимался, когда родился и скончался.
Снаружи стенки гроба украшали рисунками. Не мудрено, что гроб стоил очень дорого, и бедняки часто просто за­вертывали покойника в камышовую циновку.
Зато богачи приобретали два гроба: внутренний — бо­лее дорогой и внешний («чехол для гроба»).
Чем человек был богаче, тем он больше тратил денег на устройство своего посмертного жилища. Гроб ценился по качеству дерева: хорошее дерево долго не поддается гниению. Самой ценной породой с этой точки зрения счи­тался тис. Тисовый гроб стоил баснословно дорого — это было дерево редкой породы, и ныне его почти полностью вырубили. Добротные доски, предназначенные для гроба, назывались «доски долголетия».
Внутри и снаружи гроб заблаговременно покрывали лаком, а пазы замазывали специальным составом из лака, каменного масла и фарфорового порошка. Эту процедуру повторяли несколько раз, до тех пор пока дерево стано­вилось совершенно непроницаемым для влаги. Китайские гробы были вместительными и напоминали саркофаги.
Повсеместно в Китае был распространен обычай, в со­ответствии с которым дети дарили родителям в день их 59-летия похоронную одежду. Это считалось проявлением глубокого сыновнего почтения. Получившие такой пода­рок надевали эту одежду и при жизни, но только в торже­ственные дни. Считалось особенно почетным получить в дар темно-синее шелковое одеяние с вышитым иерогли­фом шоу (долголетие): этому иероглифу приписывалась магическая способность продлевать человеческую жизнь.
Но добротно сделанный гроб и подаренная при жизни смертная одежда еще не решали всех проблем загробного существования. Нужно было позаботиться и о соответст­вующем месте захоронения. Могила, хранительница тела, при котором остается живая душа, прежде всего должна быть гарантирована от сырости, поэтому для погребения выбирались сухие участки на склонах гор. Если же по­койника хоронили на равнине, то принимались все меры, чтобы как можно дольше уберечь гроб от влаги. С этой целью дно могильной ямы засыпали толстым слоем дре­весного угля, затем покрывали глиной, известью и песком. В могилу ставили открытый деревянный ящик-футляр, пропитанный особым составом. Свободное пространство между ящиком и ямой засыпали древесным углем. В ящик помещали гроб, крышка которого также была про­питана специальным раствором. Сверху все это снова за­сыпали древесным углем и заливали смесью из глины, из­вести и песка. Таким образом достигалась надежная га­рантия от гниения. Над могилой возводили курган. По его высоте можно было судить о том, какое общественное положение занимал усопший.
Когда говорят о китайских обрядах, связанных с по­хоронами, обычно имеют в виду захоронение главы семьи, а не вообще любого человека. Ответственность за выпол­нение этого ритуала возлагалась на старшего сына покой­ного.
Делом первостепенной важности считалось найти под­ходящее место для захоронения. Труп именитого покой­ника мог оставаться непогребенным до ста дней — все за­висело от того, какое положение он занимал при жизни. Бывало и так, что по истечении этого срока гроб относили в какой-либо монастырь и ставили в отведенном для этой цели помещении. В монастыре гроб с покойником иногда находился несколько лет, пока родственники с помощью прорицателей не находили достойного посмертного жи­лища.
Особенно благоприятным местом для погребения счи­тался холм, напоминавший очертаниями лежащего тигра (что не такая уж редкость в холмистых районах Китая). Тигра считали царем зверей, поэтому все, что так или иначе было с ним связано, конечно же, обладало особой силой. Предполагали, что не только тигрообразные хол­мы, но и вообще все предметы в природе, имевшие сход­ство с животными,— излюбленное местопребывание таин­ственной силы фын-шуй и потому обладают особой вла­стью над окрестным населением. Родные покойника ста­рались избрать для погребения именно такие участки, причем могилы рыли около головы или около лапы «тиг­ра»: при таком расположении могилы влияние таинствен­ных сил будет наиболее благоприятным и это принесет семье усопшего всякого рода удачи.
Состоятельные люди не жалели средств, чтобы похоро­нить своих родственников на хорошем месте. Они пригла­шали опытных геомантов, поручали им провести соответ­ствующее обследование. С компасом в руках геомант об­ходил местность, отмечая направление рек, холмов и скло­нов. Найдя подходящий участок, производил его тщатель­ный обмер и лишь после этого точно указывал ту точку, где должен быть погребен умерший. Геоманты строго сле­дили, чтобы роющие могилу не уклонялись ни на вершок от указанного пункта.
В богатых семьях покойник иногда месяцами оставался непогребенным, ожидая, пока будет найдено место, где фын-шуй обладает наибольшей силой. Бедняки, разуме­ется, хоронили своих родственников где придется. Неред­ко случалось, что состоятельный человек, используя свое положение, отбирал у бедняка принадлежавший тому уча­сток для захоронения предков. Это приводило даже к кро­вавым столкновениям.
На юге Китая местом захоронения обычно избирали пустынные холмы — земля там была сухая и не водились муравьи, которые обычно подтачивали гроб. Наиболее удачным местом для захоронения считались холм, спу­скавшийся к воде, роща или глубокое ущелье недалеко от возвышенности.
Беды грозили тому, кто хоронил своих предков в не­удобной могиле. Семья покойника-неудачника советова­лась с прорицателем, который отвечал примерно так: он, мол, достоверно информирован с того света о том, что их покойный родитель испытывает большие неудобства, так как его захоронили на неудобном участке, и это нужно исправить. Члены семьи соглашались с этим мнением и просили прорицателя найти место для перезахоронения.
И вот он с помощью инструмента, напоминавшего ком­пас, выбирал более подходящий участок. Как правило, владелец земли запрашивал большие деньги, но с этим не считались: семья шла на любой расход, лишь бы приобре­сти подходящее жилье для усопшего. После этого гроб извлекали из могилы и переносили на новое местожитель­ство.
Категория: Из истории Китая | Добавил: defaultNick (25.10.2010)
Просмотров: 1854 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2021
Конструктор сайтов - uCoz Яндекс.Метрика